С. Ð. Куролап, П. М. Виноградов, О. Ð’. Клепиков
Современные крупные города — центры оÑтрейших ÑкологичеÑких проблем, а техногенное загрÑзнение городÑкой Ñреды ÑвлÑетÑÑ Ð¾Ð±ÑŠÐµÐºÑ‚Ð¾Ð¼ поÑтоÑнного мониторинга региональных природоохранных ведомÑтв. ÐÑ„Ñ„ÐµÐºÑ‚Ð¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¾Ñ€Ð³Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð³Ð¾Ñ€Ð¾Ð´Ñких ÑиÑтем медико-ÑкологичеÑкого мониторинга (мониторинга воздейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð²Ñ€ÐµÐ´Ð½Ñ‹Ñ… факторов Ñреды Ð¾Ð±Ð¸Ñ‚Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð° здоровье наÑеление) возможна лишь на базе Ñовременных геоинформационных технологий, предоÑтавлÑющих доÑтаточный набор инÑтрументов Ð´Ð»Ñ Ñбора и анализа информации, ÑоÑÑ‚Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð³Ð½Ð¾Ð·Ð¾Ð² и принÑÑ‚Ð¸Ñ Ð½Ð° их оÑнове управленчеÑких решений Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð¸Ð½Ð¸Ð¼Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ð¸ ÑкологичеÑкого риÑка [1].
Целью данной работы ÑвлÑетÑÑ Ñоздание Ñпециализированного геоинформационно- аналитичеÑкого комплекÑа Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÐµÑÐ¿ÐµÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ‡ медико-ÑкологичеÑкого мониторинга и оценки риÑка Ð´Ð»Ñ Ð·Ð´Ð¾Ñ€Ð¾Ð²ÑŒÑ Ð½Ð°ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¸ воздейÑтвии химичеÑких вещеÑтв, загрÑзнÑющих городÑкую Ñреду. Ð’ качеÑтве модельного города выбран крупнейший промышленный центр Ð§ÐµÑ€Ð½Ð¾Ð·ÐµÐ¼ÑŒÑ â€” город Воронеж Ñ Ð½Ð°Ñелением более 1 млн человек.
Разработка комплекÑа «МЕД-ÐКО ГИС» г. Воронежа оÑущеÑтвлÑетÑÑ Ð² программной Ñреде ГИС MapInfo Professional. Ð’ качеÑтве картографичеÑкой оÑновы иÑпользована топографичеÑÐºÐ°Ñ ÐºÐ°Ñ€Ñ‚Ð° г. Воронежа маÑштаба 1:20 000. Карта привÑзана к меÑтной ÑиÑтеме координат ВоронежÑкой облаÑти (МСК-36). Ð’Ñе объекты карты разбиты на Ñемь оÑновных тематичеÑких Ñлоев:
- раÑтительноÑть (внутригородÑкие и пригородные зеленые маÑÑивы, парки, Ñкверы, формирующие «зеленый каркаÑ» городÑкой агломерации);
- Ð³Ð¸Ð´Ñ€Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ñ„Ð¸Ñ (оÑновными объектами Ñтого ÑÐ»Ð¾Ñ ÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð’Ð¾Ñ€Ð¾Ð½ÐµÐ¶Ñкое водохранилище, поÑтоÑнные и временные водотоки);
- жилые кварталы города (кварталы жилой городÑкой заÑтройки), разбитые на 3 функциональные зоны:
– Ñ†ÐµÐ½Ñ‚Ñ€Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð¸ÑторичеÑÐºÐ°Ñ Ñ‡Ð°Ñть города, Ð²ÐºÐ»ÑŽÑ‡Ð°Ñ Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÑтвенно-деловую заÑтройку и «Ñтарую» 5-Ñтажную заÑтройку 1950–1970-Ñ… гг.;
– кварталы Ñ Ñовременной многоÑтажной заÑтройкой;
– чаÑтный Ñектор: преимущеÑтвенно одноÑÑ‚Ð°Ð¶Ð½Ð°Ñ Ð¸ ÐºÐ¾Ñ‚Ñ‚ÐµÐ´Ð¶Ð½Ð°Ñ Ð¶Ð¸Ð»Ð°Ñ Ð·Ð°Ñтройка;
- промышленные зоны (площади, занÑтые промышленными предприÑтиÑми, и территории Ñанитарно-защитных зон);
- кварталы наÑеленных пунктов, приÑоединенных к Воронежу в 2010 г. (Ñела ÐикольÑкое, Подгорное, Репное);
- оÑновные автомагиÑтрали (наиболее крупные и загруженные транÑпортом улицы Воронежа);
- прочие транÑпортные коммуникации (железные дороги и моÑты, выделенные в отдельный Ñлой).
Ð¡Ð¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ ÐºÐ°Ñ€Ñ‚Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ñ„Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ñнова ÑвлÑетÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ñ†ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¹ цифровой картой и позволÑет оÑущеÑтвлÑть привÑзку к ней любой тематичеÑкой информации (риÑ. 1).

Â
Важнейшим Ñтапом в Ñоздании ÑиÑтемы ÑкологичеÑкого мониторинга ÑвлÑетÑÑ Ñбор медико-ÑкологичеÑкой информации и формирование тематичеÑких баз данных (БД).
БД предÑтавлÑÑŽÑ‚ Ñобой ÑовокупноÑть данных различного типа: Ñтабильных и динамичеÑких. К Ñтабильным отноÑÑÑ‚ÑÑ Ð´Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ðµ по иÑточникам техногенного риÑка. ДинамичеÑкие включают в ÑÐµÐ±Ñ Ð´Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ðµ о ÑоÑтоÑнии окружающей Ñреды (качеÑтво воздушного баÑÑейна, загрÑзнение почвенного покрова, биоиндикационные проÑвлениÑ) и данные о ÑоÑтоÑнии общеÑтвенного Ð·Ð´Ð¾Ñ€Ð¾Ð²ÑŒÑ (Ñ€ÐµÐ°Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð¸ потенциальнаÑ, Ð¿Ñ€Ð¾Ð³Ð½Ð¾Ð·Ð¸Ñ€ÑƒÐµÐ¼Ð°Ñ Ð·Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°ÐµÐ¼Ð¾Ñть наÑелениÑ).
БД по техногенному загрÑзнению воздушного баÑÑейна ÑоÑтоит из двух чаÑтей: данные по концентрации загрÑзнÑющих вещеÑтв в атмоÑфере и в Ñнежном покрове. ОÑновным иÑточником информации Ð´Ð»Ñ Ð¸ÑÑледований Ñлужили фондовые данные региональной ÑиÑтемы Ñоциально-гигиеничеÑкого мониторинга. База данных «Уровень загрÑÐ·Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°Ñ‚Ð¼Ð¾Ñферного воздуха г. Воронежа» Ñформирована по данным мониторинга, который оÑущеÑтвлÑлÑÑ Ð°ÐºÐºÑ€ÐµÐ´Ð¸Ñ‚Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ð¼ иÑпытательным лабораторным центром (ÐИЛЦ) ФБУЗ «Центр гигиены и Ñпидемиологии ВоронежÑкой облаÑти» и ВоронежÑким ЦГМС — филиалом ФГБУ «Центрально-Черноземное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей Ñреды».
БД по приоритетным загрÑзнителÑм (окÑид углерода, окÑид азота, диокÑид азота, диокÑид Ñеры, пыль, фенол, Ñажа, формальдегид и некоторые другие ингредиенты) формировалаÑÑŒ в Ñлектронной таблице Microsoft Excel, затем привÑзывалаÑÑŒ к картооÑнове. БД по загрÑзнению Ñнежного покрова Ñоздана по результатам химичеÑкого анализа, проведенного в зимние периоды Ñ 2012 по 2014 г. на базе учебно-научной Ñколого-аналитичеÑкой лаборатории факультета географии, геоÑкологии и туризма ВоронежÑкого гоÑударÑтвенного универÑитета. Ð’ ходе первого анализа (февраль 2013 г.) был произведен отбор 27 проб Ñнега, уÑловно раÑпределенных по пÑти функциональным зонам города Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð½Ð¾Ð¹ Ñтепенью техногенного воздейÑтвиÑ. Ð’ феврале 2014 г. был произведен отбор 48 проб — почти в два раза больше. Ð˜Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ второй чаÑти БД также привÑзана к картооÑнове путем Ð³ÐµÐ¾ÐºÐ¾Ð´Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ…Ð¸Ð¼Ð¸Ñ‡ÐµÑкого анализа Ñнежного покрова.
База по иÑточникам техногенного воздейÑтвиÑ, как и БД по техногенному загрÑзнению воздушного баÑÑейна, ÑоÑтоит из двух подразделов: данные по промышленным объектам и по автотранÑпорту. Подраздел, включающий данные по промышленным объектам, Ñоздан на оÑнове кадаÑтра оÑновных промышленных предприÑтий Воронежа (данные Ð£Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð Ð¾Ñприроднадзора по ВоронежÑкой облаÑти), Ñодержит полные Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð¿Ñ€Ð¸Ñтий, их адреÑа, клаÑÑ Ð²Ñ€ÐµÐ´Ð½Ð¾Ñти, валовой Ð²Ñ‹Ð±Ñ€Ð¾Ñ Ð·Ð°Ð³Ñ€ÑзнÑющих вещеÑтв в атмоÑферу и процент от общего выброÑа. ТематичеÑÐºÐ°Ñ Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ñтого подраздела БД привÑзана к проÑтранÑтвенно-координированным графичеÑким объектам ÑоответÑтвующего ÑÐ»Ð¾Ñ Ñ†Ð¸Ñ„Ñ€Ð¾Ð²Ð¾Ð¹ картооÑновы. Второй подраздел Ñодержит информацию по улично-дорожной Ñети города. Сюда входит перечень оÑновных, наиболее крупных улиц Ñ ÑƒÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸ÐµÐ¼ Ñредней интенÑивноÑти Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°Ð²Ñ‚Ð¾Ñ‚Ñ€Ð°Ð½Ñпорта (количеÑтво автомобилей в чаÑ), выброÑов загрÑзнÑющих вещеÑтв и категории, к которой отноÑитÑÑ ÑƒÐ»Ð¸Ñ†Ð°. Категории приÑвоены улицам в завиÑимоÑти от интенÑивноÑти Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°Ð²Ñ‚Ð¾Ñ‚Ñ€Ð°Ð½Ñпорта, Ñредней ÑкороÑти потока, количеÑтва Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ñ Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ длины дороги. ВыброÑÑ‹ загрÑзнÑющих вещеÑтв раÑÑчитаны Ñ ÑƒÑ‡ÐµÑ‚Ð¾Ð¼ категории и района раÑÐ¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑƒÐ»Ð¸Ñ†Ñ‹ [3].
Стандартный функционал ГИС MapInfo Professional предоÑтавлÑет возможноÑть производить анализ имеющейÑÑ Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ð¸ на оÑнове ее графичеÑкого предÑтавлениÑ. ÐаглÑдно показать Ñто могут, например, тематичеÑкие карты минерализации Ñнеговых вод, поÑтроенные по БД техногенного загрÑÐ·Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñнежного покрова.
Карты предÑтавлÑÑŽÑ‚ Ñобой интерполированную поверхноÑть, Ñозданную разными методами, Ñ Ð¿Ð¾Ñтроенными изолиниÑми (при помощи Ð¿Ñ€Ð¸Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Â«ÐŸÐ¾Ð²ÐµÑ€Ñ…Ð½Ð¾Ñть»). Ð’ ГИС MapInfo иÑпользуютÑÑ Ð´Ð²Ð° метода интерполÑции: метод обратных взвешенных раÑÑтоÑний (Inverse Distance Weighting — IDW) и нерегулÑрной Ñети треугольников (Triangulated Irregular Network — TIN). По опыту поÑÑ‚Ñ€Ð¾ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ð½Ñ‹Ñ… тематичеÑких поверхноÑтей можно Ñделать вывод, что Ð´Ð»Ñ ÐºÐ°Ñ€Ñ‚, оÑновывающихÑÑ Ð½Ð° данных по точкам, незавиÑимым и не влиÑющим друг на друга (какими ÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð´Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ðµ загрÑÐ·Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñнежного покрова), к тому же находÑщимÑÑ Ð½Ð° значительном удалении друг от друга, более приемлемым оказалÑÑ Ð¼ÐµÑ‚Ð¾Ð´ IDW (риÑ. 2). Стоит отметить, что еÑть возможноÑть Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ð¸ из любого меÑта уже готовой поверхноÑти, что веÑьма удобно при отÑутÑтвии доÑтаточно гуÑтой Ñети точек.

Помимо поÑÑ‚Ñ€Ð¾ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÑ€Ñ…Ð½Ð¾Ñтей, MapInfo раÑполагает богатым набором других инÑтрументов Ð´Ð»Ñ Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸Ð·Ð° информации БД. К ним Ñледует отнеÑти ÑредÑтва, позволÑющие Ñортировать данные, производить выборку по заданному уÑловию (Ñоздание SQL- запроÑов). Задание SQL-запроÑов находит применение при решении Ñовершенно разных вопроÑов, в чаÑтноÑти, Ñтот инÑтрумент будет полезен при необходимоÑти выÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð¼Ñ‹ÑˆÐ»ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ñ… объектов, Ð²Ñ‹Ð±Ñ€Ð¾Ñ Ð·Ð°Ð³Ñ€ÑзнÑющих вещеÑтв в атмоÑферу которых выше определенных уÑтановленных пределов. Ð’ÑÑ Ñ‚ÐµÐ¼Ð°Ñ‚Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ°Ñ Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ñ, приÑÐ²Ð¾ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð³Ñ€Ð°Ñ„Ð¸Ñ‡ÐµÑким объектам в ÑлоÑÑ…, Ñозданных в MapInfo, предÑтавлÑетÑÑ Ð² виде таблиц. ОтÑюда и второе наименование Ñлоев — таблицы. При Ñтом, Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸Ð·Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð²Ñ‹Ð±Ð¾Ñ€ÐºÑƒ определенных Ñтрок в таблице, можно видеть и Ñами объекты на карте, которым ÑоответÑтвуют Ñти Ñтроки. Также можно проÑмотреть информацию об интереÑующих объектах, воÑпользовавшиÑÑŒ инÑтрументом «ИнформациÑ». Ð’ том Ñлучае, еÑли нужно вычиÑлить ÑтатиÑтичеÑкие величины (Ñредние и Ñуммарные показатели) по неÑкольким объектам, активируем окно «СтатиÑтика». ОÑновное преимущеÑтво Ñтой функции ÑоÑтоит в том, что окно оÑтаетÑÑ Ð°ÐºÑ‚Ð¸Ð²Ð½Ñ‹Ð¼ даже тогда, когда мы работаем Ñ ÐºÐ°Ñ€Ñ‚Ð¾Ð¹, что позволÑет выбирать объекты в произвольном порÑдке, Ñнимать выделение Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ñ… объектов, выбирать другие и поÑтоÑнно получать ÑтатиÑтичеÑкие показатели по Ñтой выборке. СущеÑтвует возможноÑть раÑчета интегральных показателей Ñ Ð²Ð½ÐµÑением раÑÑчитанных величин в таблицу. За Ñту функцию отвечает инÑтрумент «Обновить колонку». Примером его иÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ‚ Ñлужить раÑчет индекÑа загрÑÐ·Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°Ñ‚Ð¼Ð¾Ñферного воздуха. Также важной функцией ÑвлÑетÑÑ Ð¿Ð¾Ñтроение буферных зон (например, Ñанитарно-защитных зон промышленных предприÑтий).
ОпиÑанные штатные инÑтрументы и функции, Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ñто лишь Ð½ÐµÐ±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ°Ñ Ñ‡Ð°Ñть вÑего набора ÑредÑтв ГИС MapInfo, предоÑтавлÑÑŽÑ‚ богатый выбор возможноÑтей Ð´Ð»Ñ Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸Ð·Ð° БД. Ðо даже иÑпользование вÑего арÑенала инÑтрументов ГИС может оказатьÑÑ Ð½ÐµÐ´Ð¾Ñтаточным ввиду отÑутÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ñ… функций, необходимых в данной Ñитуации, либо алгоритм Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½ÐµÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ñ‹Ñ… задач предполагает большой объем однотипных операций, производимых вручную. Ð’ Ñтом Ñлучае приходитÑÑ Ð¿Ñ€Ð¸Ð±ÐµÐ³Ð°Ñ‚ÑŒ к применению Ñзыков программированиÑ. Ð’ Ñреде MapInfo таким инÑтрументом ÑвлÑетÑÑ MapBasic.
Ð’ процеÑÑе работ по Ñозданию цифровой картографичеÑкой оÑновы возник Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ð¾ неудобÑтве поÑтоÑнного Ð¿ÐµÑ€ÐµÐºÐ»ÑŽÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñƒ инÑтрументами «Сдвиг» и «Выбор» путем Ð½Ð°Ð¶Ð°Ñ‚Ð¸Ñ Ð½Ð° ÑоответÑтвующие кнопки на панели инÑтрументов. При оцифровке раÑтрового Ð¸Ð·Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‡Ð°Ñто необходимо перемещатьÑÑ Ð¿Ð¾ карте и выбирать определенные объекты. За выполнение Ñтих функций отвечают данные инÑтрументы. Во многих программах (Topocad, EasyTrace) Ñто неудобÑтво уÑтранено путем Ð·Ð°Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñтим командам «горÑчих клавиш». Ð’ нашем Ñлучае было решено пойти тем же путем.
Ð’ пункт горизонтального меню «Правка» были добавлены ÑоответÑтвующие команды, позволÑющие переключать инÑтрументы «Сдвиг» и «Выбор» нажатием Ñпециальных клавиш на клавиатуре компьютера. Вторым примером Ð¿Ñ€Ð¸Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ MapBasic Ñлужит Ñоздание БД по оценке риÑка Ð´Ð»Ñ Ð·Ð´Ð¾Ñ€Ð¾Ð²ÑŒÑ Ð½Ð°ÑелениÑ, ÑвÑзанного Ñ Ñ…Ð¸Ð¼Ð¸Ñ‡ÐµÑким загрÑзнением атмоÑферного воздуха. Ðа оÑнове информации БД по техногенному загрÑзнению воздушного баÑÑейна ÑредÑтвами ГИС MapInfo Professional была произведена оценка потенциальной заболеваемоÑти, Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð¿Ð¾Ð»Ð°Ð³Ð°ÑŽÑ‰Ð°Ñ Ñ€Ð°Ñчет показателей канцерогенного и неканцерогенного риÑков Ð´Ð»Ñ Ð·Ð´Ð¾Ñ€Ð¾Ð²ÑŒÑ Ð¶Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÐµÐ¹ г. Воронежа. Ðлгоритмы оценки риÑка выбраны в ÑоответÑтвии Ñ Â«Ð ÑƒÐºÐ¾Ð²Ð¾Ð´Ñтвом по оценке риÑка Ð´Ð»Ñ Ð·Ð´Ð¾Ñ€Ð¾Ð²ÑŒÑ Ð½Ð°ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¸ воздейÑтвии химичеÑких вещеÑтв, загрÑзнÑющих окружающую Ñреду» (P 2.1.10.1920 – 04) [2]. Однако Ð´Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¾Ñ†ÐµÐ½ÐºÐ° предполагала Ñовершение большого объема операций, что значительно увеличивало временные затраты на поÑтоÑнное обновление и дополнение информации, оÑобенно Ñ ÑƒÑ‡ÐµÑ‚Ð¾Ð¼ того факта, что БД должна вÑегда находитьÑÑ Ð² актуальном ÑоÑтоÑнии. Возникла необходимоÑть автоматизации процеÑÑа. Ð”Ð»Ñ Ñтой цели был разработан модуль, позволÑющий производить раÑчет количеÑтвенной оценки риÑка Ð´Ð»Ñ Ð·Ð´Ð¾Ñ€Ð¾Ð²ÑŒÑ Ð½Ð°ÑелениÑ. Данный модуль предÑтавлÑет Ñобой приложение, при запуÑке которого в горизонтальном меню «MapInfo» добавлÑетÑÑ Ð¿ÑƒÐ½ÐºÑ‚ «РиÑк» Ñправа от меню «Справка», и включает в ÑÐµÐ±Ñ Ñ‚Ñ€Ð¸ команды: «Создать таблицу Risks_MB», «РаÑчет ÑкологичеÑкого риÑка», а также команду «Выход», завершающую работу программы.
ÐŸÐµÑ€Ð²Ð°Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð°Ð½Ð´Ð° данного меню дает возможноÑть Ñоздать новый Ñлой в проекции данной карты. Слой включает в ÑÐµÐ±Ñ Ð½ÐµÑколько графичеÑких объектов, раÑположение которых Ñовпадает Ñ Ð¼ÐµÑтоположением поÑтов Ð½Ð°Ð±Ð»ÑŽÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¦Ð“ÐœÐ¡ на карте. Команда «РаÑчет ÑкологичеÑкого риÑка» вызывает одноименное диалоговое окно, включающее в ÑÐµÐ±Ñ Ð½ÐµÑколько выпадающих ÑпиÑков. Ð’ окне предлагаетÑÑ Ð¿Ð¾Ñледовательно выбрать БД, на оÑнове которой будет веÑтиÑÑŒ раÑчет, и вид раÑчетного риÑка — канцерогенного или неканцерогенного (риÑ. 3). Разработанный модуль Ñводит к минимуму механичеÑкий ручной труд, а также вероÑтноÑть ÑÐ¾Ð²ÐµÑ€ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ÑˆÐ¸Ð±Ð¾Ðº при раÑчетах.

Â
ХарактериÑтика неканцерогенного риÑка проводилаÑÑŒ Ñ Ð´Ð²ÑƒÑ… позиций: оÑтрого и хроничеÑкого воздейÑтвиÑ. Ð”Ð»Ñ Ñ…Ð°Ñ€Ð°ÐºÑ‚ÐµÑ€Ð¸Ñтики неканцерогенного риÑка от воздейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð½Ð° организм химичеÑких вещеÑтв иÑпользован коÑффициент опаÑноÑти (HQ), который раÑÑчитываетÑÑ ÐºÐ°Ðº отношение фактичеÑкой концентрации вредного вещеÑтва (Ci ) к референтной (безопаÑной) концентрации (RfCi ). Величина HQ>1 говорит о вероÑтноÑти Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ñ€ÐµÐ´Ð½Ñ‹Ñ… токÑичеÑких Ñффектов в организме. С учетом однонаправленноÑти воздейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð²ÐµÑ‰ÐµÑтв на органы и ÑиÑтемы человечеÑкого организма раÑÑчитывалÑÑ Ð¸Ð½Ð´ÐµÐºÑ Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑти (HI) по формуле:
HI=HQ1+HQ2+…+HQn ,
где n — чиÑло вещеÑтв однонаправленного воздейÑтвиÑ.
РиÑк оÑтрого воздейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð¾Ñ†ÐµÐ½Ð¸Ð²Ð°Ð»ÑÑ Ð¿Ð¾ макÑимальным значениÑм разовых концентраций. РиÑк хроничеÑкого воздейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð¾Ñ†ÐµÐ½Ð¸Ð²Ð°Ð»ÑÑ Ð¿Ð¾ Ñреднему арифметичеÑкому значению макÑимальных разовых концентраций. Канцерогенный риÑк (CR) в течение жизни определÑетÑÑ Ð¿Ð¾ формуле:
CR = ADD*SF ,
где ADD — ÑреднÑÑ ÑÑƒÑ‚Ð¾Ñ‡Ð½Ð°Ñ Ð´Ð¾Ð·Ð° в течение жизни, мг/(кг*день);
SF — фактор канцерогенного потенциала, мг/(кг*день)-1.
При Ñтом Ð´Ð»Ñ Ð¾Ñ†ÐµÐ½ÐºÐ¸ ÑкÑпозиции избран оÑновной путь поÑÑ‚ÑƒÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð³Ñ€ÑзнÑющих вещеÑтв в организм — ингалÑционный.
СреднÑÑ ÑÑƒÑ‚Ð¾Ñ‡Ð½Ð°Ñ Ð´Ð¾Ð·Ð° (ADD) раÑÑчитывалаÑÑŒ Ð´Ð»Ñ Ð´Ð²ÑƒÑ… возраÑтных групп (дети 6 лет и взроÑлое наÑеление) ÑоглаÑно рекомендациÑм, изложенным в руководÑтве P 2.1.10.1920—04 [2].
Из контролируемых в атмоÑферном воздухе вещеÑтв шеÑть ÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ ÐºÐ°Ð½Ñ†ÐµÑ€Ð¾Ð³ÐµÐ½Ð°Ð¼Ð¸, Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ñ‹Ñ… уÑтановлен фактор канцерогенного потенциала при ингалÑционном воздейÑтвии (SFi ): формальдегид, Ñвинец, Ñажа, хром (VI), 1,3-бутадиен, Ñтирол.
При анализе данных по загрÑзнению воздушного баÑÑейна за поÑледние пÑть лет (2009–2013 гг.) выÑвлено, что наиболее неблагоприÑÑ‚Ð½Ð°Ñ ÑÐ¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ Ñ…Ð°Ñ€Ð°ÐºÑ‚ÐµÑ€Ð½Ð° Ð´Ð»Ñ Ñ‚Ñ€Ð°Ð½Ñпортной функциональной зоны. ÐŸÑ€ÐµÐ²Ñ‹ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ ÐŸÐ”Ðš в Ñтой зоне отмечаютÑÑ Ð¿Ð¾ Ñодержанию окÑида углерода, диокÑида Ñеры, диокÑида азота, формальдегида, взвешенных вещеÑтв, фенола от 1,3 до 13,7 раза.
Ð”Ð»Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð¼Ñ‹ÑˆÐ»ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¹ функциональной зоны также характерны Ð¿Ñ€ÐµÐ²Ñ‹ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ ÐŸÐ”Ðš по Ñодержанию окÑида углерода, диокÑида азота, формальдегида, взвешенных вещеÑтв, фенола от 1,2 до 5,3 раза.
Ð’ целом в транÑпортной зоне Ð¿Ñ€ÐµÐ²Ñ‹ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ ÐŸÐ”Ðš отмечены по Ñодержанию шеÑти вещеÑтв, в промышленной зоне — пÑти вещеÑтв, в центральной иÑторичеÑкой жилой функциональной зоне — трех вещеÑтв (окÑида углерода, диокÑида азота, взвешенных вещеÑтв), в жилых зонах Ñ Ñовременной многоÑтажной заÑтройкой и на территории чаÑтного Ñектора — по Ñодержанию только взвешенных вещеÑтв. Ð¢Ð°ÐºÐ°Ñ Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð½Ð°Ñ ÐºÐ°Ñ€Ñ‚Ð¸Ð½Ð° ÑвлÑетÑÑ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð¾Ð¼ÐµÑ€Ð½Ð¾Ð¹ и объÑÑнÑетÑÑ Ð¿Ñ€ÐµÐ¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°Ð½Ð¸ÐµÐ¼ вклада в уровень загрÑÐ·Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÑƒÑˆÐ½Ð¾Ð¹ Ñреды автомобильного транÑпорта. Кроме того, обращает на ÑÐµÐ±Ñ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ тот факт, что из жилых функциональных зон наиболее Ð½ÐµÐ±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡Ð½Ð°Ñ ÑÐ¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ ÑложилаÑÑŒ в центральной иÑторичеÑкой жилой функциональной зоне, Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð¾Ð¹ характерна выÑÐ¾ÐºÐ°Ñ Ð°Ð²Ñ‚Ð¾Ñ‚Ñ€Ð°Ð½ÑÐ¿Ð¾Ñ€Ñ‚Ð½Ð°Ñ Ð½Ð°Ð³Ñ€ÑƒÐ·ÐºÐ° в Ñочетании Ñ Ð¸ÑторичеÑки реализованными уÑтаревшими приемами градоÑтроительного проектированиÑ, в том чиÑле узкими проезжими чаÑÑ‚Ñми уличных магиÑтралей, близким и плотным примыканием к ним зданий, что ухудшает уÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ñ€Ð°ÑÑÐµÐ¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð²Ñ‹Ñ…Ð»Ð¾Ð¿Ð¾Ð² от автотранÑпорта и повышает аÑротехногенное загрÑзнение.
При оценке хроничеÑкого воздейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ ÑƒÑтановлено, что коÑффициенты опаÑноÑти, характеризующие неканцерогенный риÑк, превышали приемлемый уровень (HQ>1) по 4 вещеÑтвам (диокÑид Ñеры, диокÑид азота, формальдегид, взвешенные вещеÑтва). Ðаиболее значительный неканцерогенный риÑк обуÑловлен приÑутÑтвием в атмоÑферном воздухе формальдегида (HQ Ð´Ð»Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð¼Ñ‹ÑˆÐ»ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¹, транÑпортной и жилой функциональной зоны ÑоответÑтвенно 3,1; 3,1; 1,5–1,7).
При оценке однонаправленного воздейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð²ÐµÑ‰ÐµÑтв уÑтановлено, что неприемлемый уровень неканцерогенного риÑка (HI>1) характерен Ð´Ð»Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ Ð¿Ð°Ñ‚Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹ органов дыханиÑ, кроветворной ÑиÑтемы, центральной нервной и иммунной ÑиÑтем.
ÐŸÑ€ÐµÐ²Ñ‹ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¸ÐµÐ¼Ð»ÐµÐ¼Ð¾Ð³Ð¾ ÑƒÑ€Ð¾Ð²Ð½Ñ Ð½ÐµÐºÐ°Ð½Ñ†ÐµÑ€Ð¾Ð³ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð³Ð¾ риÑка (HI>1) выÑвлены по Ñледующим органам и ÑиÑтемам: болезнÑм органов Ð´Ñ‹Ñ…Ð°Ð½Ð¸Ñ (HI — до 9,50 в промышленной функциональной зоне), нарушениÑм иммунной ÑиÑтемы (HI — до 5,24 в промышленной функциональной зоне), болезнÑм крови (HI — до 2,34 в транÑпортной функциональной зоне), болезнÑм центральной нервной ÑиÑтемы (HI — до 1,29 в промышленной функциональной зоне).
Ð’ целом по Ñуммам коÑффициентов опаÑноÑти (ΣHQ), характеризующих неканцерогенный риÑк при хроничеÑком ингалÑционном воздейÑтвии загрÑзнÑющих вещеÑтв, неблагополучие наиболее выражено в промышленной и транÑпортной функциональных зонах: Ñодержание вредных вещеÑтв выше фонового Ð·Ð½Ð°Ñ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² 4,6 и 4,3 раза ÑоответÑтвенно.
Оценка канцерогенного риÑка Ð´Ð»Ñ Ð·Ð´Ð¾Ñ€Ð¾Ð²ÑŒÑ Ð½Ð°ÑелениÑ, Ð¿Ñ€Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¾ имеющимÑÑ Ñ€ÐµÐ·ÑƒÐ»ÑŒÑ‚Ð°Ñ‚Ð°Ð¼ лабораторных иÑÑледований качеÑтва атмоÑферного воздуха на территории г. Воронежа, показала, что неприемлемые уровни индивидуального канцерогенного риÑка (выше принÑтого в РоÑÑийÑкой Федерации, ÑоÑтавлÑющего Ð´Ð»Ñ Ð·Ð°Ð³Ñ€Ñзнителей атмоÑферного воздуха 1*10-4, Ñ‚. е. одного ÑÐ»ÑƒÑ‡Ð°Ñ Ð¾Ð½ÐºÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ‡ÐµÑкого Ð·Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð° 10 тыÑ. человек) отмечаютÑÑ Ð¿Ð¾ воздейÑтвию окÑида хрома (VI) и 1,3-бутадиена.
Ð’ целом в промышленной функциональной зоне отмечаютÑÑ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ¸Ðµ Ð·Ð½Ð°Ñ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñуммарного индивидуального канцерогенного риÑка как Ð´Ð»Ñ Ð²Ð·Ñ€Ð¾Ñлого (4,89*10-3), так и Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑ‚Ñкого наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ (4,38*10-3).
Таким образом, Ñозданный геоинформационно-аналитичеÑкий ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð»ÐµÐºÑ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ‚ быть уÑпешно иÑпользован в реализации автоматизированного ÑкологичеÑкого мониторинга городÑкой Ñреды. Ð‘Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ€Ñ Ð³ÐµÐ¾Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð½Ñ‹Ð¼ технологиÑм процеÑÑ Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚ÐºÐ¸ и анализа разноплановых проÑтранÑтвенных данных проиÑходит значительно более оперативно, чем Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ традиционных методов, что оказывает прÑмое влиÑние на принÑтие Ñффективных управленчеÑких решений в Ñфере обеÑÐ¿ÐµÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑкологичеÑкой безопаÑноÑти города.
Ðнализ ÑущеÑтвующей ÑиÑтемы мониторинга ÑƒÑ€Ð¾Ð²Ð½Ñ Ð·Ð°Ð³Ñ€ÑÐ·Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°Ñ‚Ð¼Ð¾Ñферного воздуха г. Воронежа показал, что она требует ÑовершенÑтвованиÑ. Ð’ наÑтоÑщее Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ ÐºÐ¾Ð½Ñ‚Ñ€Ð¾Ð»ÑŒ ведетÑÑ Ð¿Ð¾ ограниченному перечню вещеÑтв, ÑиÑтематичеÑки контролируютÑÑ ÐºÐ¾Ð½Ñ†ÐµÐ½Ñ‚Ñ€Ð°Ñ†Ð¸Ð¸ только 16 из них, что требует раÑÑˆÐ¸Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñпектра контролируемых вещеÑтв. С возраÑтанием доли влиÑÐ½Ð¸Ñ Ð²Ñ‹Ð±Ñ€Ð¾Ñов от автомобильного транÑпорта на уровень загрÑÐ·Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ð·ÐµÐ¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑÐ»Ð¾Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÑƒÑ…Ð° Ñта проблема обоÑтрÑетÑÑ, поÑкольку выхлопы автотранÑпорта уÑугублÑÑŽÑ‚ Ñитуацию по уровню загрÑÐ·Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÑƒÑ…Ð° как в промышленных, так и в жилых зонах [3]. Серьезную проблему предÑтавлÑÑŽÑ‚ Ñобой также автомобильные пробки, что ÑпоÑобÑтвует повышению концентраций загрÑзнÑющих вещеÑтв в приземном Ñлое воздуха.
Как извеÑтно, Ñнижение загрÑÐ·Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÑƒÑˆÐ½Ð¾Ð¹ Ñреды автотранÑпортными ÑредÑтвами доÑтигаетÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ð¼Ð¸ методами. Ðаиболее Ñффективными ÑчитаютÑÑ Ð¼Ð¾Ð´ÐµÑ€Ð½Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð¸ поддержание иÑправными ÑиÑтем нейтрализации отработавших газов, нормативные ограничениÑ, а также иÑпользование альтернативного топлива. Решение проблемы ÑÐ½Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð³Ñ€ÑÐ·Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ‚ быть только комплекÑным. Ð”Ð»Ñ ÑƒÐ¼ÐµÐ½ÑŒÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ ÑƒÑ€Ð¾Ð²Ð½Ñ Ð·Ð°Ð³Ñ€ÑÐ·Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°Ñ‚Ð¼Ð¾Ñферного воздуха необходимо также регулировать транÑпортные нагрузки на улицах города, Ð´ÐµÐ»Ð°Ñ Ð¸Ñ… более равномерными. Ðаиболее загруженные учаÑтки транÑпортной Ñети необходимо дублировать, Ð¿Ñ€Ð¾ÐºÐ»Ð°Ð´Ñ‹Ð²Ð°Ñ Ð½Ð¾Ð²Ñ‹Ðµ линии Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‚Ñ€Ð°Ð½Ñпорта.
Охрана атмоÑферного воздуха от загрÑÐ·Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ñ‹Ð±Ñ€Ð¾Ñами промышленных иÑточников включает в ÑÐµÐ±Ñ Ñ€ÐµÐ°Ð»Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸ÑŽ:
- Ñанитарно-организационных и Ñанитарно- техничеÑких мероприÑтий (Ð¾Ñ€Ð³Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ñанитарно-защитных зон, внедрение методов Ñффективной очиÑтки выброÑов Ñтационарных иÑточников предприÑтий от вредных загрÑзнÑющих вещеÑтв (газов, паров, аÑрозолей);
- ÑовершенÑтвование технологичеÑких процеÑÑов Ñ Ñ†ÐµÐ»ÑŒÑŽ ÑƒÐ¼ÐµÐ½ÑŒÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑŠÐµÐ¼Ð° выброÑов, внедрение малоотходных технологий;
- обеÑпечение иÑÐ¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‚Ñ€ÐµÐ±Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ð¹ природоохранного законодательÑтва, природоохранных и гигиеничеÑких нормативов.
Ð”Ð»Ñ ÑÐ½Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°Ñротехногенного риÑка и Ð¾Ð·Ð´Ð¾Ñ€Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³Ð¾Ñ€Ð¾Ð´Ñкой Ñреды необходима Ñ†ÐµÐ»ÐµÐ½Ð°Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÑкологичеÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚Ð¸ÐºÐ°, ÑоÑтавными блоками которой могут быть, во-первых, реконÑÑ‚Ñ€ÑƒÐºÑ†Ð¸Ñ Ñ‚Ñ€Ð°Ð½Ñпортных Ñетей города Ñ ÑƒÐ²ÐµÐ»Ð¸Ñ‡ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ их пропуÑкной ÑпоÑобноÑти, улучшением качеÑтва дорожного покрытиÑ, увеличением Ñредней ÑкороÑти Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‚Ñ€Ð°Ð½Ñпортных ÑредÑтв и Ñозданием транÑпортных коридоров по типу Ñовременных «органичеÑких ÑиÑтем» городÑкого транÑпорта во многих европейÑких городах; во-вторых, изменение топливного баланÑа в теплоÑнергетичеÑкой промышленноÑти Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ñ‹Ð¼ переходом на газ в качеÑтве топлива; в-третьих, более выÑокое озеленение внутригородÑкого проÑтранÑтва Ñ Ð²Ð½ÐµÐ´Ñ€ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ в ÑоÑтав поÑадок газоуÑтойчивых зеленых наÑаждений (тополÑ, ÑÑÐµÐ½Ñ Ð¸ др.), а также более широкое применение вертикального Ð¾Ð·ÐµÐ»ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñтен и крыш домов по опыту Ñ€Ñда крупных городов Европы, что позволит Ñнизить загрÑзнение воздушного баÑÑейна вблизи автомагиÑтралей.
СПИСОК ЛИТЕРÐТУРЫ:
- Куролап С. Ð. Воронеж: Ñреда Ð¾Ð±Ð¸Ñ‚Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ зоны ÑкологичеÑкого риÑка / С. Ð. Куролап, С. Ð. Епринцев, О. Ð’. Клепиков и др. // Воронеж: Изд-во «ИÑтоки». − 2010. – 207 Ñ.
- РуководÑтво по оценке риÑка Ð´Ð»Ñ Ð·Ð´Ð¾Ñ€Ð¾Ð²ÑŒÑ Ð½Ð°ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¸ воздейÑтвии химичеÑких вещеÑтв, загрÑзнÑющих окружающую Ñреду (P 2.1.10.1920 — 04). – М.: Федеральный центр гоÑÑанÑпиднадзора Минздрава РоÑÑии. − 2004. – 143 Ñ.
- Якушев Ð. Б. ÐкологичеÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ñ†ÐµÐ½ÐºÐ° воздейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð°Ð²Ñ‚Ð¾Ñ‚Ñ€Ð°Ð½Ñпорта на воздушный баÑÑейн городов Центрального ЧерноземьÑ/ Ð. Б. Якушев, С. Ð. Куролап, М. Ð. Карпович // Воронеж: ÐÐ°ÑƒÑ‡Ð½Ð°Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð°. − 2013. – 207 Ñ.