М. Д. Митин, Д. Б. ÐикольÑкий
ÐарÑду Ñ Ñ‚Ñ€Ð°Ð´Ð¸Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ методами аÑрофотоÑъемки вÑе более воÑтребованной ÑтановитÑÑ Ñъемка Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰ÑŒÑŽ беÑпилотных летательных аппаратов (БПЛÐ). ОÑобенно Ñтот процеÑÑ Ð¿Ñ€Ð¾ÑвилÑÑ Ð² поÑледние годы – на фоне ÑкÑпоненциального роÑта популÑрноÑти Ñверхлегких БПЛРÑамолетного (общепринÑтое название Ñтих БПЛРза рубежом — дроны) и вертолетного типов (в оÑобенноÑти квадро- и гекÑокоптеров). У Ñтой тенденции еÑть Ñвои положительные и отрицательные Ñтороны. ÐŸÐ¾Ð»Ð¾Ð¶Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð´Ð¸Ð½Ð°Ð¼Ð¸ÐºÐ° заключаетÑÑ Ð² том, что общеÑтво глубже задумалоÑÑŒ о роли БПЛРв получении проÑтранÑтвенных данных, и Ñто дало ощутимый толчок развитию отраÑли в целом. ÐžÑ‚Ñ€Ð¸Ñ†Ð°Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ñторона выражаетÑÑ Ð² неÑовершенÑтве текущего законодательÑтва в отношении БПЛРво многих Ñтранах и оÑтрой необходимоÑти ÐºÐ¾Ð½Ñ‚Ñ€Ð¾Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÑ‚Ð½Ð¾Ð¹ деÑтельноÑти в ÑвÑзи Ñ Ð¾Ð±Ñ‰Ð¸Ð¼ увеличением чиÑленноÑти дейÑтвующих уÑтройÑтв и опаÑноÑтью Ñтолкновений в зоне дейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð³Ñ€Ð°Ð¶Ð´Ð°Ð½Ñкой авиации. Ð’ Ñтом направлении уже ведутÑÑ Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚Ñ‹ по Ñозданию ÑиÑтем автоматичеÑкого завиÑимого Ð½Ð°Ð±Ð»ÑŽÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð±ÐµÑпилотных летательных аппаратов.
Ð’ наÑтоÑщее Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ раÑпроÑтранены БПЛРÑамолетного и вертолетного типов. Каждый из них решает Ñвой круг задач:
- БПЛРÑамолетного типа применÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð¿Ñ€ÐµÐ¸Ð¼ÑƒÑ‰ÐµÑтвенно Ð´Ð»Ñ ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ñ€Ñ‚Ð¾Ñ„Ð¾Ñ‚Ð¾Ð¿Ð»Ð°Ð½Ð¾Ð² территорий, цифровых моделей меÑтноÑти, мониторинга протÑженных объектов. ОÑновные преимущеÑтва: выÑÐ¾ÐºÐ°Ñ ÐºÑ€ÐµÐ¹ÑерÑÐºÐ°Ñ ÑкороÑть, Ð·Ð½Ð°Ñ‡Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð´Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ñть полета и автономноÑть.
- БПЛРвертолетного типа (вертолеты, квадро- и гекÑакоптеры) применÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð² оÑновном Ð´Ð»Ñ Ð¿ÐµÑ€Ñпективной Ñъемки, мониторинга небольших территорий или обÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñложных конÑтрукций (например опор моÑта, в том чиÑле и под дорожным полотном) и лидарной Ñъемки (лазерного ÑканированиÑ). ОÑновные преимущеÑтва: малые размеры, взлет и запуÑк Ñ Ð»ÑŽÐ±Ñ‹Ñ… площадок, возможноÑть завиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð´ объектом обÑледованиÑ, ÑƒÐ²ÐµÐ»Ð¸Ñ‡ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ð°Ñ Ð½Ð°Ð³Ñ€ÑƒÐ·ÐºÐ°.
БПЛРпринÑто клаÑÑифицировать по четырем параметрам: маÑÑа, времÑ, выÑота и дальноÑть полета (табл. 1).
Таблица 1. КлаÑÑÐ¸Ñ„Ð¸ÐºÐ°Ñ†Ð¸Ñ Ð‘ÐŸÐ›Ð
 |
МаÑÑа, кг |
Ð’Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÑ‚Ð°, ч | Ð’Ñ‹Ñота полета, км |
ДальноÑть полета, км |
Сверхлегкие | До 10 | Около 1 | До 1 | До 100 |
Легкие | До 50 | ÐеÑколько чаÑов | До 3–5 | 100–350 |
Средние | До 1000 | 10–12 | До 9–10 | 350–1200 |
ТÑжелые | 24 и более | До 20 | От 1200 |
Ð”Ð»Ñ Ð·Ð°Ð¿ÑƒÑка большинÑтва видов БПЛРне требуютÑÑ Ð°Ñродромы или Ñпециально подготовленные площадки. Ðппараты можно оÑнаÑтить Ñовершенной Ñъемочной и Ñтабилизирующей аппаратурой, а также разнообразными ÑенÑорами Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð¾Ð½Ð¸Ñ‚Ð¾Ñ€Ð¸Ð½Ð³Ð° окружающей Ñреды. Ð”Ð»Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð¿ÐµÑ€Ð°Ñ‚Ð¸Ð²Ð½Ð¾Ð¹ аÑрофотоÑъемки более предпочтительны БПЛРÑверхлегкого и легкого клаÑÑов, неÑÐ¼Ð¾Ñ‚Ñ€Ñ Ð½Ð° Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ñ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² полезной нагрузке, что неÑколько Ñужает выбор уÑтанавливаемой Ñъемочной аппаратуры. Кроме того, Ñти аппараты Ñильно подвержены влиÑнию погодных уÑловий (Ð´Ð»Ñ Ð‘ÐŸÐ›Ð Ð²ÐµÑом до 2 кг накладываютÑÑ Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ñ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ ÑкороÑти ветра до 10 м/Ñ).
ÐÑрофотоÑъемка Ñ Ð‘ÐŸÐ›Ð Ð¿Ñ€Ð¸ уÑтановке ÑоответÑтвующего Ñъемочного Ð¾Ð±Ð¾Ñ€ÑƒÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»Ñет получать цифровые Ñнимки ÑверхвыÑокого проÑтранÑтвенного Ñ€Ð°Ð·Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð¾ неÑкольких Ñантиметров (2–4 Ñм) в различных Ñпектральных диапазонах. Данное оборудование позволÑет решать Ñледующие задачи:
- автоматизированное получение ортофотопланов (риÑ. 1) Ñ Ð¿Ñ€Ð¾ÑтранÑтвенным разрешением до неÑкольких Ñм;
- Ñоздание фотореалиÑтичных цифровых 3D-моделей меÑтноÑти (риÑ. 2, 3);
- мониторинг чрезвычайных Ñитуаций и их поÑледÑтвий, контроль хода аварийно-воÑÑтановительных работ, поиÑк поÑтрадавших;
- анализ и оценка динамики изменений меÑтноÑти;
- производÑтвенно-ÑкологичеÑкий мониторинг;
- диÑтанционный мониторинг нефтегазопроводов, ЛÐП, железных и автомобильных дорог, леÑных маÑÑивов и ÑельÑкохозÑйÑтвенных угодий;
- Ñ‚ÐµÐ¿Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð·Ð¸Ð¾Ð½Ð½Ð°Ñ Ñъемка.



Ðа ÑегоднÑшний день ÑущеÑтвует значительное количеÑтво компаний, занимающихÑÑ Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸Ð·Ð²Ð¾Ð´Ñтвом БПЛÐ. Ð’ табл. 2 и на риÑ. 4 предÑтавлены характериÑтики некоторых Ñверхлегких и легких БПЛÐ.
Табл. 2. ХарактериÑтики Ñовременных легких и Ñверхлегких беÑпилотных летательных аппаратов Ñамолетного типа

БольшинÑтво Ñверхлегких беÑпилотных лета- тельных аппаратов оборудуютÑÑ Ð½Ð°Ð²Ð¸Ð³Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð½Ð¾Ð¹ ÑиÑтемой GPS/ГЛОÐÐСС, ÑлектричеÑкими двигателÑми, их запуÑк оÑущеÑтвлÑетÑÑ Ñ ÐºÐ°Ñ‚Ð°Ð¿ÑƒÐ»ÑŒÑ‚Ñ‹ или Ñ Ñ€ÑƒÐºÐ¸, а поÑадка (риÑ. 5) — Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰ÑŒÑŽ парашюта, воздушной подушки или по-Ñамолетному. Ð’ комплект поÑтавки входит программное обеÑпечение Ð´Ð»Ñ Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÑ‚Ð½Ð¾Ð³Ð¾ Ð·Ð°Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ диÑтанционного ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°Ð¿Ð¿Ð°Ñ€Ð°Ñ‚Ð¾Ð¼.

ÐÑрофотоÑъемка Ñ Ð‘ÐŸÐ›Ð â€” значительно более наглÑдный и Ñкономичный ÑпоÑоб ÐºÐ¾Ð½Ñ‚Ñ€Ð¾Ð»Ñ Ð¿Ð¾ Ñравнению Ñ Ð½Ð°Ð·ÐµÐ¼Ð½Ñ‹Ð¼ визуальным наблюдением и протоколированием. Современные аппараты ÑпоÑобны выполнÑть значительный Ñ€Ñд задач, преодолевать большие раÑÑтоÑÐ½Ð¸Ñ Ð¸ Ñнимать большие по площади территории. Разнообразие ÑущеÑтвующего программного обеÑÐ¿ÐµÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚ÐºÐ¸ результатов аÑрофотоÑъемки Ñ Ð‘ÐŸÐ›Ð Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»Ñет получать готовые ортофотопланы и цифровые модели меÑтноÑти в автоматичеÑком режиме уже через 1 ч поÑле поÑадки аппарата.
ОÑновные преимущеÑтва и недоÑтатки аÑрофотоÑъемки Ñ Ð‘ÐŸÐ›Ð Ð¾Ñ‚Ñ€Ð°Ð¶ÐµÐ½Ñ‹ в табл. 3.
Таблица 3. ПреимущеÑтва и недоÑтатки аÑрофотоÑъемки Ñ Ð‘ÐŸÐ›Ð
Â
БПЛРиÑпользуютÑÑ Ð½Ðµ только Ð´Ð»Ñ Ð°ÑрофотоÑъемки, но и Ð´Ð»Ñ Ð²Ñ‹Ð¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ñ… видов обÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑтноÑти и объектов. Ð”Ð»Ñ Ñтих целей наиболее подходÑщими ÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð±ÐµÑпилотные вертолеты промышленного назначениÑ, например автономный беÑпилотный вертолет Scout B1-100 (подробное опиÑание и техничеÑкие характериÑтики вертолета и уÑтанавливаемого Ð¾Ð±Ð¾Ñ€ÑƒÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð°Ð½Ñ‹ в приложении к журналу). Ð£Ð²ÐµÐ»Ð¸Ñ‡ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ð°Ñ Ð½Ð°Ð³Ñ€ÑƒÐ·ÐºÐ° Ñтого аппарата позволÑет уÑтанавливать на него оборудование Ð´Ð»Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÑƒÑˆÐ½Ð¾Ð³Ð¾ лазерного ÑÐºÐ°Ð½Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ тепловизионной Ñъемки.
ÐšÐ¾Ð¼Ð¿Ð°Ð½Ð¸Ñ Â«Ð¡Ð¾Ð²Ð·Ð¾Ð½Ð´Â» Ñледит за тенденциÑми Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ Ñ€Ñ‹Ð½ÐºÐ° беÑпилотных летательных аппаратов, и уже ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ Ñделать вывод, что отраÑль Ñтремительно развиваетÑÑ Ð¸ приобретает вÑе большую популÑрноÑть, находит применение в Ñовершенно различных облаÑÑ‚ÑÑ… деÑтельноÑти, позволÑет оперативнее решать задачи Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¾ÑтранÑтвенных данных.