М. Ð. Ðлердова, С. Ð. Дудкин
Ðа Ñовременном Ñтапе Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ Ñ€ÐµÐ³Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð³Ð¾ и муниципального ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐµÐµ внимание уделÑетÑÑ Ð¿Ñ€Ð¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ð°Ð¼ автоматизации процеÑÑа принÑÑ‚Ð¸Ñ ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ‡ÐµÑких решений. Ðти тенденции можно проÑледить на примере ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐИС «Ðлектронное правительÑтво» в РеÑпублике ТатарÑтан, региональных ÑиÑтем ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ВолгоградÑкой, КировÑкой, ÐижегородÑкой, ЛенинградÑкой, ÐÑтраханÑкой, ТюменÑкой облаÑÑ‚ÑÑ… и других Ñубъектах РФ.  ПонÑтие «управление» на региональном уровне, кроме процедуры выпуÑка документации, также включает в ÑÐµÐ±Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ‡Ñƒ руководÑтва территориальными процеÑÑами (развитие городÑкой и дорожной инфраÑтруктуры, мониторинг Ñтихийных бедÑтвий, чрезвычайных Ñитуаций и Ñ‚. п.). Ð’ ÑвÑзи Ñ Ñтим многие управленчеÑкие Ñтруктуры переходÑÑ‚ от клаÑÑичеÑких информационных ÑиÑтем (ИС) к геоинформационным ÑиÑтемам (ГИС). Ð”Ð»Ñ ÑƒÑпешной работы любой ИС требуютÑÑ Ð°ÐºÑ‚ÑƒÐ°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ðµ, оперативные иÑходные данные. Ð’ Ñлучае Ñ Ð“Ð˜Ð¡ необходимо оперативное обновление проÑтранÑтвенных данных, которое можно обеÑпечить иÑпользованием результатов коÑмичеÑкой Ñъемки. Именно поÑтому во многих управленчеÑких Ñтруктурах активно развиваютÑÑ ÑиÑтемы комплекÑного, в том чиÑле коÑмичеÑкого, мониторинга.
Среди факторов, определÑющих целеÑообразноÑть иÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ¾ÑмичеÑкой Ñъемки, можно выделить Ñледующие:
- КоммерчеÑÐºÐ°Ñ Ð´Ð¾ÑтупноÑть данных Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ñ‚Ñ€ÐµÐ±Ð¸Ñ‚ÐµÐ»Ñ (нет необходимоÑти Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñ‚Ð´ÐµÐ»ÑŒÐ½Ñ‹Ñ… разрешений на проведение Ñъемки территории).
- Ðаличие архива — каталоги коÑмичеÑкой Ñъемки обновлÑÑŽÑ‚ÑÑ ÐµÐ¶ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ð¾, поÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ ÐºÐ¾ÑмичеÑкие группировки, позволÑющие производить даже ежедневный мониторинг территории (риÑ. 1).
- ОперативноÑть Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ñ… (данные из каталогов поÑтавлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð² течение неÑкольких дней).
- ВозможноÑть отобразить объекты, которые не отображаютÑÑ Ð½Ð° топографичеÑких или других Ñпециальных картах или показаны Ñ Ð½ÐµÐ´Ð¾Ñтаточной Ñтепенью точноÑти (Ñтепени заболоченноÑти, мелкие озера, леÑовозные дороги и Ñ‚. п.).
- ВозможноÑть определить и отобразить Ñпециальные характериÑтики объектов (например, характер Ð½Ð°Ñ€ÑƒÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ ÑƒÑ‡Ð°Ñтка территории, параметры леÑоÑек и Ñ‚. п.).

Еще одной тенденцией, затронувшей региональное управление, ÑвлÑетÑÑ Ñоздание и развитие Ñети Ñитуационных центров органов гоÑударÑтвенного ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð Ð¾ÑÑийÑкой Федерации. Уже Ñозданы Ñитуационные центры полномочных предÑтавителей Президента РФ в федеральных округах, в г. Санкт-Петербурге, КраÑноÑÑ€Ñком крае, ИркутÑкой, КалужÑкой, КоÑтромÑкой, ПензенÑкой и других облаÑÑ‚ÑÑ….Â ÐžÐ¿ÐµÑ€Ð°Ñ‚Ð¸Ð²Ð½Ð°Ñ ÐºÐ°Ñ€Ñ‚Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ñ„Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ°Ñ Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ñ (Ð²ÐµÐºÑ‚Ð¾Ñ€Ð½Ð°Ñ Ð¸ раÑтроваÑ), иÑпользующаÑÑÑ Ð² центрах подготовки данных, ÑвлÑетÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ñ‚ÑŠÐµÐ¼Ð»ÐµÐ¼Ð¾Ð¹ чаÑтью ÑиÑтемы информационного обеÑÐ¿ÐµÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñитуационных центров.Â ÐšÐ¾Ð¼Ð¿Ð°Ð½Ð¸Ñ Â«Ð¡Ð¾Ð²Ð·Ð¾Ð½Ð´Â» уже неÑколько лет работает Ñ Ñ€ÐµÐ³Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð¼Ð¸ РоÑÑийÑкой Федерации в облаÑти информационного обеÑÐ¿ÐµÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¾ÑмичеÑкой Ñъемкой и, в поÑледние годы, в облаÑти ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð³ÐµÐ¾Ð¿Ð¾Ñ€Ñ‚Ð°Ð»Ð¾Ð² и геоинформационных ÑиÑтем.
О коÑмичеÑких Ñнимках.
Такие регионы, как КраÑнодарÑкий край, ÐижегородÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°Ñть, имеют опыт иÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ¾ÑмичеÑких технологий в целÑÑ… ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ Ñвоих территорий. Приведем выÑÐºÐ°Ð·Ñ‹Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ñтавителей админиÑтраций Ñтих регионов, в полной мере характеризующие ÑффективноÑть иÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ñ… коÑмичеÑкой Ñъемки. «ÐкономичеÑкую ÑффективноÑть иÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð³ÐµÐ¾Ð¿Ñ€Ð¾ÑтранÑтвенной оÑновы Ñ Ñ€Ð°Ð·Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ 60 Ñм Ñо Ñпутника QuickBird, приобретенной на веÑÑŒ КраÑнодарÑкий край, трудно переоценить. Ðа Ñтом поÑтроено вÑе: Ñоздание генеральных планов, разработка проектной документации, планирование меÑÑ‚ Ñ€Ð°Ð·Ð¼ÐµÑ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð½Ð²ÐµÑтиционных площадок, выÑвление незаконного ÑтроительÑтва, Ñоздание Ñхем территориального Ð¿Ð»Ð°Ð½Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐšÑ€Ð°ÑнодарÑкого ÐºÑ€Ð°Ñ Ð¸ муниципальных районов. Ðаши проектировщики начинают разработку градоÑтроительной документации по коÑмичеÑкой Ñъемке, не дожидаÑÑÑŒ Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð»Ð°Ð½Ð¾Ð², отÑюда Ñокращение Ñроков работ и трудозатрат. СтатиÑтику по прÑмому Ñокращению затрат мы не ведем, но по нашим оценкам ÑÐºÐ¾Ð½Ð¾Ð¼Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð½Ñолидированного бюджета ÐºÑ€Ð°Ñ (Ñто и бюджет ÐºÑ€Ð°Ñ Ð¸ бюджеты муниципальных образований) ÑоÑтавила не менее 15% по Ñравнению Ñ Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ñ‹Ð´ÑƒÑ‰Ð¸Ð¼Ð¸ годами, не Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ€Ñ Ð¾Ð± удобÑтве работы Ñ Ð¼Ð°Ñ‚ÐµÑ€Ð¸Ð°Ð»Ð°Ð¼Ð¸Â Ð¾Ñ‚ÐºÑ€Ñ‹Ñ‚Ð¾Ð³Ð¾ пользованиÑ при ведении ИСОГД и предоÑтавлении информации как роÑÑийÑким так и иноÑтранным инвеÑторам и уменьшении Ñроков Ð²Ñ‹Ð¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ñех работ». (Ð.Ð. Полквой, начальник отдела геолого-геодезичеÑкой Ñлужбы департамента по архитектуре и градоÑтроительÑтву КраÑнодарÑкого краÑ).
Â«ÐŸÑ€Ð¸Ð¾Ð±Ñ€ÐµÑ‚ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¾Ñ€Ñ‚Ð¾Ñ‚Ñ€Ð°Ð½ÑÑ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð³ÐµÐ¾Ð¿Ñ€Ð¾ÑтранÑÑ‚Ð²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¾Ñнова, ÑоÑтоÑÑ‰Ð°Ñ Ð¸Ð· панхроматичеÑких Ñнимков Ñ Ñ€Ð°Ð·Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ 60 Ñм и мультиÑпектральных Ñнимков Ñ Ñ€Ð°Ð·Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ 2,4 м Ñо Ñпутника QuickBird, позволила управлению по архитектуре и градоÑтроительÑтву админиÑтрации г. ДзержинÑк оперативно решать задачи по выбору Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð¾Ð²Ñ‹Ñ… земельных учаÑтков и инновационных площадок; Ð´Ð»Ñ ÑƒÑ‚Ð¾Ñ‡Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð°Ñ€Ð°Ð¼ÐµÑ‚Ñ€Ð¾Ð² документов территориального Ð¿Ð»Ð°Ð½Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ Ð·Ð¾Ð½Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ‚ÐµÑ€Ñ€Ð¸Ñ‚Ð¾Ñ€Ð¸Ð¸ города; ÐºÐ¾Ð½Ñ‚Ñ€Ð¾Ð»Ñ Ð³ÐµÐ¾Ð´ÐµÐ·Ð¸Ñ‡ÐµÑких отчетов; Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð˜Ð¡ÐžÐ“Ð” города. Ðаибольший результат иÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ¾ÑмичеÑких технологий можно доÑтичь при подключении к Ñтой работе и других управлений админиÑтрации. При Ñпектральном анализе и автоматизации процеÑÑов обработки коÑмичеÑких изображений можно значительно повыÑить ÑффективноÑть работы региона. Ðктивное иÑпользование результатов коÑмичеÑкой деÑтельноÑти должно привеÑти к поÑвлению ÑоответÑтвующей нормативной базы, позволÑющей, например, применÑть данные ДЗЗ при подготовке градоÑтроительной документации, Ðто позволит включать их иÑпользование в раÑчеты при обоÑновании бюджетных затрат, что позволит в полном объеме оценить ÑкономичеÑкую ÑффективноÑть иÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñнимков в работе» (Ð’. Ð. Панарин, директор МУ «ГрадоÑтроительÑтво» г. ДзержинÑк, ÐижегородÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°Ñть).Â
Сообщает преÑÑа.
Большое внимание геоинформационным и коÑмичеÑким технологиÑм уделÑÑŽÑ‚ региональные ÑредÑтва маÑÑовой информации. Приведем лишь некоторые наиболее интереÑные и информативные ÑÐ¾Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ готовых и планируемых проектах, опубликованные в поÑледнее времÑ.
РеÑпублика ТатарÑтан
Как передает «Татар-информ» (Казань, 13 ÑÐ½Ð²Ð°Ñ€Ñ 2010 г.), информационные технологии в органах влаÑти должны применÑтьÑÑ Ð½Ðµ только на уровне ТатарÑтана, но и в каждом муниципалитете. Такое мнение выÑказал 13 ÑÐ½Ð²Ð°Ñ€Ñ Ð¿Ñ€ÐµÐ¼ÑŒÐµÑ€-миниÑтр ТатарÑтана РуÑтам Минниханов на итоговом Ñовещании Центра информационных технологий РТ. В Ñовещании также принÑли учаÑтие директор Департамента информационных технологий и ÑвÑзи Ðппарата ПравительÑтва РФ КонÑтантин ÐоÑков, руководитель Ðппарата Президента РТ Юрий Камалтынов, члены Кабинета МиниÑтров РТ. С докладом о промежуточных итогах реализации реÑпубликанÑкой целевой программы «Ðлектронный ТатарÑтан» выÑтупил генеральный директор Центра информационных технологий РТ Ðиколай Ðикифоров. Как Ñообщил руководитель ЦИТ, финанÑирование РЦП в 2009 году ранее планировалоÑÑŒ на уровне 325 миллионов рублей, а в 2010 — на уровне 350 миллионов. Однако в ÑвÑзи Ñ ÑƒÐ²ÐµÐ»Ð¸Ñ‡ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ дефицита бюджета финанÑирование было урезано до 200 миллионов в 2009 году и такой же Ñуммы в 2010. 22,7 миллиона рублей было выделено на проект «ГЛОÐÐСС+112» — ÑиÑтему координации работы ÑкÑтренных Ñлужб (риÑ. 2). С Ð¸ÑŽÐ»Ñ 2009 года ÑиÑтема работает в режиме опытной ÑкÑплуатации на федеральной траÑÑе М7. ГЛОÐÐСС/GPS-трекерами оÑнащены в наÑтоÑщее Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ 279 машин Ñкорой помощи, 184 машины ДПС, 57 машин ÑпаÑателей и пожарной охраны.

Оценку работе Центра информационных технологий дал Премьер-миниÑтр ТатарÑтана РуÑтам Минниханов. «Во многих ведомÑтвах ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ñ…Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ понимание того, что без информатизации, без новых технологий будущего нет. Любое наше ведомÑтво заинтереÑовано в развитии информатизации. И еÑли мы правильно воÑпользуемÑÑ Ñтими возможноÑÑ‚Ñми, Ñто будет Ñерьезный толчок вперед. Ðо пока мы в Ñамом начале, мы лишь начали двигатьÑÑ», — отметил глава ПравительÑтва РТ.
Как Ñообщает преÑÑ-Ñлужба ЦИТ РТ (Казань, 25 октÑÐ±Ñ€Ñ 2009 г.), помощник Президента РоÑÑии Ðркадий Дворкович поÑетил 23 октÑÐ±Ñ€Ñ Ð² рамках визита в казанÑкий IT-парк Центр информационных технологий РеÑпублики ТатарÑтан. Он ознакомилÑÑ Ñ ÑкÑпозицией «Ðлектронного ПравительÑтва РеÑпублики ТатарÑтан», раÑположенной на 4 Ñтаже ИТ-парка, и поÑетил Региональный центр коÑмичеÑких уÑлуг, Ñозданный на базе ЦИТ РТ в 2009 году. В наÑтоÑщее Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¦ÐµÐ½Ñ‚Ñ€Ð¾Ð¼ информационных технологий РеÑпублики ТатарÑтан прорабатываютÑÑ Ñ‚Ñ€Ð¸ проекта в рамках КомиÑÑии при Президенте РФ по модернизации и технологичеÑкому развитию Ñкономики РоÑÑии. Ðто проекты «Ðлектронный регион» и «Перевод гоÑударÑтвенных уÑлуг в Ñлектронный вид», работа над которыми ведетÑÑ Ð² рамках рабочей группы «СтратегичеÑкие информационных технологии и Ñуперкомпьютеры», возглавлÑемой миниÑтром Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ науки РФ Ðндреем ФурÑенко. И проект «ГЛОÐÐСС+112» — в рамках рабочей группы «КоÑÐ¼Ð¾Ñ Ð¸ телекоммуникации», возглавлÑемой миниÑтром ÑвÑзи и маÑÑовых коммуникаций РФ Игорем Щеголевым.
11 авгуÑта Ñтого года Ñ Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ реализовать на территории ТатарÑтана проект «Ðлектронный регион» выÑтупил генеральный директор Центра информационных уÑлуг РТ Ðиколай Ðикифоров, входÑщий в рабочую группу по ÑтратегичеÑким компьютерным технологиÑм и программному обеÑпечению. 30 авгуÑта данный проект был предÑтавлен на заÑедании предÑедателю КомиÑÑии – Президенту РоÑÑии Дмитрию Медведеву. Суть проекта заключаетÑÑ Ð² Ñоздании законченного комплекÑа решений по применению ИКТ в гоÑударÑтвенном Ñекторе и доведении показателей иÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð˜ÐšÐ¢ до 100-процентных значений на примере одного из Ñубъектов РоÑÑийÑкой Федерации. Ð’ чаÑтноÑти, были поÑтавлены задачи по подключению вÑех бюджетных учреждений вÑех уровней к ÑетÑм передачи данных; обеÑÐ¿ÐµÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ñех гоÑударÑтвенных и муниципальных Ñлужащих Ñлектронными ÑредÑтва идентификации Ð´Ð»Ñ Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚Ñ‹ в режиме Ñлектронного документооборота; предоÑÑ‚Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ 100% школьников и учителей перÑональных адреÑов Ñлектронной почты и Ð²Ð½ÐµÐ´Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² образовательный процеÑÑ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ‡ по обÑзательному регулÑрному иÑпользованию компьютеров и Интернета; обеÑÐ¿ÐµÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ 100% юридичеÑких и 75% физичеÑких лиц Ñлектронной цифровой подпиÑью Ñ Ð¸Ñпользованием универÑальных Ñлектронных карт; перевода вÑех гоÑударÑтвенных и муниципальных уÑлуг в Ñлектронный вид до второго ÑƒÑ€Ð¾Ð²Ð½Ñ (предоÑтавление информации и бланков в Ñлектронном виде) и наиболее воÑтребованных уÑлуг до 3, 4 и 5 уровней, при которых практичеÑки иÑключаютÑÑ Ð²Ð¸Ð·Ð¸Ñ‚Ñ‹ в гоÑорганы; Ð¸Ð¼Ð¿Ð¾Ñ€Ñ‚Ð¾Ð·Ð°Ð¼ÐµÑ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð¾Ñ€Ð¾Ð³Ð¾ÑтоÑщего ÑиÑтемного программного обеÑпечениÑ, иÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñвободного ПО и ÑÑ‚Ð¸Ð¼ÑƒÐ»Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ñ‚ÐµÑ‡ÐµÑтвенных разработок Ð´Ð»Ñ Ð³Ð¾ÑударÑтвенного Ñектора, в том чиÑле на базе технопарков в Ñфере выÑоких технологий.
Суть проекта «ГЛОÐÐСС+112» заключаетÑÑ Ð² объединении трех Ñффективных инÑтрументов в решении задачи координации ÑпаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ñтрадавших: ÑиÑтемы Ñпутниковой навигации ГЛОÐÐСС Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð¾Ð½Ð¸Ñ‚Ð¾Ñ€Ð¸Ð½Ð³Ð° меÑÑ‚Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð°ÑˆÐ¸Ð½ ÑкÑтренных Ñлужб МЧС, МВД и Ñкорой помощи; единого номера ÑпаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Â«112»; единой региональной базы проÑтранÑтвенных данных, включающей коÑмичеÑкие Ñнимки выÑокого разрешениÑ.
КалининградÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°Ñть
Как Ñообщает Янтарный Край — газета Online Калининград, 28 ÑÐ½Ð²Ð°Ñ€Ñ 2010 г. на первом заÑедании регионального Совета по развитию информационного общеÑтва и формированию Ñлектронного правительÑтва губернатор КалининградÑкой облаÑти Георгий Ð‘Ð¾Ð¾Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ñ‡ÐµÑ€ÐºÐ½ÑƒÐ» необходимоÑть Ð¾Ð±ÑŠÐµÐ´Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑƒÑилий ведомÑтв, занимающихÑÑ Ð²Ð½ÐµÐ´Ñ€ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ информационных технологий. «Чтобы Ñовершить качеÑтвенный рывок в Ñфере диÑтанционного Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð³Ð¾ÑударÑтвенных и муниципальных уÑлуг наÑелению, должна быть Ñоздана ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð°Ñ Ñтруктура, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ñ†ÐµÐ½Ñ‚Ñ€Ð°Ð»Ð¸Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð¾ займетÑÑ Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ‚Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸ÐµÐ¹ вÑех учреждений региона», — Ñообщил Георгий БооÑ.
Ð”Ð»Ñ Ð¾ÑущеÑÑ‚Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ñ€Ñ‹Ð²Ð° в развитии информационного общеÑтва в КалининградÑкой облаÑти Ñозданы неплохие предпоÑылки. Во-первых, Ñто Ð²Ð½ÐµÐ´Ñ€ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð½Ð° территории региона ÑиÑтема Ñлектронного документооборота органов влаÑти, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»Ñет уÑкорить и оптимизировать работу различных учреждений. Во-вторых, во иÑполнение федерального закона об информационной открытоÑти органов влаÑти был модернизирован и продолжает ÑовершенÑтвоватьÑÑ Ð¾Ñ„Ð¸Ñ†Ð¸Ð°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¹ Интернет-портал правительÑтва КалининградÑкой облаÑти — оÑновной иÑточник информации о деÑтельноÑти выÑшего органа иÑполнительной влаÑти региона. В-третьих, Ñто внедренный и апробированный механизм Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑƒÑлуг наÑелению в Ñфере недвижимоÑти по принципу многофункционального центра (МФЦ) в ГурьевÑке и Ñлужб одного окна в Ñоциальной Ñфере по вÑей облаÑти. Как подчеркнул руководитель аппарата регионального правительÑтва ÐлекÑандр Торба, Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ€Ñ Ñ‚Ð°ÐºÐ¾Ð¹ организации деÑтельноÑти органов иÑполнительной влаÑти значительно ÑокращаетÑÑ Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑƒÑлуги гражданами. В-четвертых, Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð²Ñ‹ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð·Ñ€Ð°Ñ‡Ð½Ð¾Ñти деÑтельноÑти органов влаÑти был Ñоздан Интернет-портал гоÑударÑтвенных и муниципальных уÑлуг. Ð’ наÑтоÑщий момент на Ñайте можно получить информацию о процедуре Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ 139-ти гоÑударÑтвенных уÑлуг, ознакомитьÑÑ Ñ ÑоответÑтвующей нормативной правовой базой, получить информацию о МФЦ, отделениÑÑ… Ñлужбы одного окна, принÑть учаÑтие в общеÑтвенной ÑкÑпертизе проектов нормативных правовых актов и др.
Ð¡ÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ´ руководÑтвом КалининградÑкой облаÑти Ñтоит задача по Ñозданию единой защищенной программной Ñреды, в раках которой могли бы Ñтабильно функционировать вÑе информационные ÑиÑтемы, обеÑпечивающие деÑтельноÑть Ñлектронного правительÑтва. Также Ñто программное обеÑпечение должно быть ÑовмеÑтимо Ñ Ñ‚ÐµÐ¼, которое иÑпользуетÑÑ Ð´Ð»Ñ Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ‡Ð½Ñ‹Ñ… задач на федеральном уровне.
ÐŸÐ¾Ð´Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ñ‚Ð¾Ð³ заÑеданиÑ, Георгий Ð‘Ð¾Ð¾Ñ Ð¾Ñ‚Ð¼ÐµÑ‚Ð¸Ð», что нужно продолжать изучать и внедрÑть передовой опыт регионов РоÑÑии и иноÑтранных коллег. Ð’ чаÑтноÑти, Ñто каÑаетÑÑ ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¾Ð¹ Ñоциальной карты гражданина, позволÑющей оформлÑть ÑубÑидии, получать различные поÑобиÑ, оÑущеÑтвлÑть платежи, а также Ð²Ð½ÐµÐ´Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð½Ñ‹Ñ… технологий в Ñфере ЖКХ, Ð·Ð´Ñ€Ð°Ð²Ð¾Ð¾Ñ…Ñ€Ð°Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ др. «Предложенные меры позволÑÑ‚ не только повыÑить прозрачноÑть деÑтельноÑти органов влаÑти, но и уÑилить ее гражданÑкий контроль», — заключил Георгий БооÑ.
Ð›Ð¸Ð¿ÐµÑ†ÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°Ñть
Как Ñообщает Ñайт Ð¸Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ 20 ÑÐ½Ð²Ð°Ñ€Ñ 2009 г., в интервью «Липецкой газете» начальник Липецкого облаÑтного ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑтроительÑтва и архитектуры Владимир Тучков раÑÑказал Ñледующее: «ОÑобо отмечу, что уÑпешно реализована Ñ†ÐµÐ»ÐµÐ²Ð°Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ð¼Ð¼Ð° разработки градоÑтроительной документации о территориальном планировании облаÑти и ее наÑеленных пунктов, раÑÑÑ‡Ð¸Ñ‚Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð½Ð° 2005-2009 годы, утверждена ее Ñхема. Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°Ñть  — одна из немногих в РоÑÑии — обладает полноценным Ñводом документов территориального планированиÑ, что Ñерьезно облегчает ведение ÑтроительÑтва, оптимизирует планировочную Ñтруктуру территорий. Конечной же целью Ñтой работы ÑвлÑетÑÑ Ñоздание Ñлектронной геоинформационной ÑиÑтемы, объединÑющей генпланы вÑех наÑеленных пунктов региона». (http://www.lpgzt.ru/aticle/6563.htm).
О проблемах.
Приведенные выше примеры показывают наÑколько активно в регионах ведутÑÑ Ñ€Ð°Ð·Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚ÐºÐ¸ и внедрение готовых проектов, оÑнованных на геоинформационных и коÑмичеÑких технологиÑÑ…. Однако Ð½ÐµÐ»ÑŒÐ·Ñ Ð½Ðµ отметить целый Ñ€Ñд проблем, Ñ ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ñ‹Ð¼Ð¸ ÑталкиваютÑÑ Ñ€ÐµÐ³Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ðµ влаÑти на пути их внедрениÑ. Во-первых, ÑпециалиÑтов в облаÑти ГИС, и в оÑобенноÑти в облаÑти Ñерверных решений и раÑпределенных ГИС не хватает не только в регионах, но и даже в МоÑкве. Опыт иÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ¾ÑмичеÑкой Ñъемки на региональном уровне также очень Ñкудный. Как правило, Ñъемка заказываетÑÑ Ð¸Ñключительно Ð´Ð»Ñ Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Â«Ð¾Ð±Ñзательных» картографичеÑких задач, или чтобы «поÑмотреть на город из коÑмоÑа». Очень невелик опыт ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð¿ÐµÑ€Ð°Ñ‚Ð¸Ð²Ð½Ñ‹Ñ… тематичеÑких карт, Ñпектрального анализа. Регионов, которые выделÑÑŽÑ‚ ежегодно бюджеты на проведение коÑмичеÑкого мониторинга Ð´Ð»Ñ Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ‡ Ñвоих департаментов (например, леÑного и ÑельÑкого хозÑйÑтва, чрезвычайных Ñитуаций), крайне мало. Рведь можно было бы решать целый Ñ€Ñд задач и значительно повыÑить ÑффективноÑть управлениÑ, объединив информационные реÑурÑÑ‹ облаÑти, ведь одна и та же Ñъемка может иÑпользоватьÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ‡ неÑкольких департаментов. Тем не менее, уже очень многие органы гоÑударÑтвенного ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ñ…Ð¾Ð´ÑÑ‚ к пониманию Ð²Ð½ÐµÐ´Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñовременных геоинформационных технологий.
Информационно-аналитичеÑÐºÐ°Ñ ÑиÑтема учета и комплекÑного мониторинга, Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÐ¼Ð°Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð°Ð½Ð¸ÐµÐ¹ «Совзонд»  предÑтавлÑет Ñобой ÑиÑтему Ñовременных программно-аппаратных ÑредÑтв Ñ Ñ€Ð°Ñпределенным многопользовательÑким доÑтупом к геопроÑтранÑтвенным и другим информационным реÑурÑам, их хранением, комплекÑной обработкой Ñ Ð¿Ð¾Ñледующим предÑтавлением в Ñети Интернет (открытый доÑтуп) и Ñети Интранет (закрытый доÑтуп). СиÑтема позволÑет Ñформировать единый рееÑтр инвеÑтиционных и перÑпективных объектов ÑтроительÑтва, рекреации, активного промышленного оÑÐ²Ð¾ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ Ñ‚. д., получать полную и объективную информацию о вышеперечиÑленных объектах, контролировать ÑоответÑтвие результатов работ плановым показателÑм, накапливать фото-, видео- и ÑтатиÑтичеÑкую информацию, обрабатывать ее и визуально предÑтавлÑть результаты Ñ Ð¸Ñпользованием Ñовременных аудиовизуальных техничеÑких ÑредÑтв, оÑущеÑтвлÑть обмен данными в режиме времени, близком к реальному. Таким образом, СиÑтема отноÑитÑÑ Ðº клаÑÑу комплекÑов ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ поддержки принÑÑ‚Ð¸Ñ Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ. Она позволÑет добиватьÑÑ ÐºÐ°Ðº прÑмого ÑкономичеÑкого результата, так и Ñерьезного кумулÑтивного Ñффекта за Ñчет значительного опоÑредованного и, вмеÑте Ñ Ñ‚ÐµÐ¼ продолжительного по времени позитивного воздейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð½Ð° вÑе Ñтапы ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ€ÐµÑурÑами территорий.
ИнформациÑ, Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡Ð°ÐµÐ¼Ð°Ñ Ð² результате обработки иÑходных ÑтатиÑтичеÑких, проÑтранÑтвенных, отчетных данных в процеÑÑе принÑÑ‚Ð¸Ñ ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ‡ÐµÑких решений на уровне региона по оценкам ÑкÑпертов позволÑет добитьÑÑ Ð¿Ñ€Ñмого ÑкономичеÑкого количеÑтвенного Ñффекта:
- Ð¡Ð½Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‚Ñ€ÑƒÐ´Ð¾Ð·Ð°Ñ‚Ñ€Ð°Ñ‚ и времени на получение информации о территориальных процеÑÑах, на обработку информации, на принÑтие управленчеÑких решений, в том чиÑле в кризиÑных ÑитуациÑÑ….
- Ð¡Ð¾ÐºÑ€Ð°Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‚Ñ€ÑƒÐ´Ð¾Ð·Ð°Ñ‚Ñ€Ð°Ñ‚ за Ñчет Ð²Ð½ÐµÐ´Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑиÑтем Ñлектронного документооборота.
- Ð¡Ð¾ÐºÑ€Ð°Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ€Ð°Ñходов (и времени) на командировки и ÑÐ¾Ð²ÐµÑ‰Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð·Ð° Ñчет централизации ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ принÑÑ‚Ð¸Ñ Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ð¹ на оÑнове ÑиÑтем видеоконференц-ÑвÑзи.
- Ð£Ð²ÐµÐ»Ð¸Ñ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ñтуплений в региональный бюджет налогов от иÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ€ÐµÑурÑов (земель различного Ð½Ð°Ð·Ð½Ð°Ñ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ â€“ Ñельхоз, леÑов, промышленного назначениÑ, под ÑтроительÑтво и Ñ‚.д., в том чиÑле природоохранных и заповедных зонах).
- ÐŸÐ¾Ð»ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ñ‹Ñ… ÑредÑтв в бюджет за Ñчет более четкого и объективного учета ÑкологичеÑкого ущерба в ходе хозÑйÑтвенной деÑтельноÑти в виде штрафов и платежей в ÑоответÑтвующие фонды.
- Оценки ÑффективноÑти недропользованиÑ, в том чиÑле общедоÑтупных полезных иÑкопаемых (пеÑок, гравий, щебень и Ñ‚.д.), добываемых в том чиÑле в руÑлах рек, заповедных зонах, территориÑÑ… рекреации и отдыха и Ñ‚. д.
Долговременный коÑвенный качеÑтвенный Ñффект:
- Повышение оперативноÑти, ÑффективноÑти и качеÑтва гоÑударÑтвенного управлениÑ.
- Повышение информационной открытоÑти и прозрачноÑти деÑтельноÑти органов гоÑударÑтвенной влаÑти.
- Создание предпоÑылок Ð´Ð»Ñ Ð¸Ð½Ñ‚ÐµÐ³Ñ€Ð°Ñ†Ð¸Ð¸ информационных реÑурÑов на уровне региона.
- Повышение инвеÑтиционной привлекательноÑти и конкурентоÑпоÑобноÑти региона за Ñчет публикации в Ñети Интернет перÑпективных инвеÑтиционных площадок.
- Повышение ÑффективноÑти взаимодейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð²ÐµÐ´Ð¾Ð¼Ñтвенных информационных ÑиÑтем.
СиÑтема ÑвлÑетÑÑ Ð¼Ð°Ñштабируемой и может Ñтать оÑновой Ð´Ð»Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð²ÐµÑ€Ñ‚Ñ‹Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð° ее базе Ñитуационного центра региона, в том чиÑле Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÐºÐ»ÑŽÑ‡ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ большого количеÑтва пользователей, многофункциональных информационных комплектов, работающих в режиме «одно окно», а также поÑÑ‚Ñ€Ð¾ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð²Ð¸Ð³Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð½Ñ‹Ñ… ÑиÑтем мониторинга мобильных объектов на базе отечеÑтвенной ÑиÑтемы «Ð“ЛОÐÐСС». В качеÑтве ÑредÑтва визуализации проÑтранÑтвенных данных в ÑиÑтеме иÑпользуютÑÑ Ð¿Ñ€Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ð¼Ð¼Ð½Ð¾-аппаратные комплекÑÑ‹ Ñ Ñ„ÑƒÐ½ÐºÑ†Ð¸ÐµÐ¹ multitouch зарубежного и роÑÑийÑкого производÑтва.
Современные программно-аппаратные комплекÑÑ‹ Ð´Ð»Ñ Ð²Ð¸Ð·ÑƒÐ°Ð»Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ð¸ геопроÑтранÑтвенной информации предÑтавлÑÑŽÑ‚ Ñобой Ñпециализированные большие ÑенÑорные мониторы выÑочайшего Ñ€Ð°Ð·Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð²Ñтроенными или отдельно ÑтоÑщими компьютерами, которые позволÑет работать Ñ Ð³ÐµÐ¾Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ ÑиÑтемами. Управление работой комплекÑов производитÑÑ Ð¿Ñ€Ð¸ÐºÐ¾ÑновениÑми пальцев к поверхноÑти монитора, раÑположение которого под наклоном или в горизонтальной плоÑкоÑти, Ñ‚. е. в виде Ñтола, делает удобным проÑмотр и анализ отображаемых проÑтранÑтвенных данных группой людей.
Ð’ наÑтоÑщее Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð°Ð½Ð¸Ñ Â«Ð¡Ð¾Ð²Ð·Ð¾Ð½Ð´Â» предлагает два вида таких комплекÑов:
- ÐšÐ¾Ð¼Ð¿Ð»ÐµÐºÑ TouchTable (производÑтва СШÐ). ОÑновные техничеÑкие характериÑтики: IR (инфракраÑнаÑ) ÑенÑÐ¾Ñ€Ð½Ð°Ñ multitouch панель, размер Ñкрана (диагональ) 45†(1140 мм), разрешение диÑÐ¿Ð»ÐµÑ 1920×1080, , программное обеÑпечение TouchShare GIS.
- ÐšÐ¾Ð¼Ð¿Ð»ÐµÐºÑ TTS (Ñборка производитÑÑ Ð² РоÑÑии компанией TTSystems; риÑ. 3). ОÑновные техничеÑкие характериÑтики: IR (инфракраÑнаÑ) ÑенÑÐ¾Ñ€Ð½Ð°Ñ multitouch панель, размер Ñкрана (диагональ) от 46†до 82â€, программное обеÑпечение ArcGIS или Ñпециализированное программное обеÑпечение, разрабатываемое Ñ ÑƒÑ‡ÐµÑ‚Ð¾Ð¼ требований заказчика.

Объединение неÑкольких комплекÑов, находÑщихÑÑ Ð² разных точках мира, в единую Ñетевую ÑиÑтему, позволÑет диÑтанционно удаленным ÑпециалиÑтам одновременно работать Ñ ÐµÐ´Ð¸Ð½Ñ‹Ð¼ маÑÑивом данных, при Ñтом Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ð½Ð¾Ð²Ð»ÑетÑÑ Ð½Ð° вÑех Ñкранах единовременно.