Ð.Ð’. Гиценко
Ð˜Ð½Ñ‚ÐµÑ€Ñ„ÐµÐ¹Ñ ÑиÑтемы мониторинга транÑпорта предÑтавлÑет Ñобой не проÑто карту Ñ Ð½Ð°Ð½ÐµÑенными маршрутами и треками. Ðто — полный ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð»ÐµÐºÑ ÑƒÑ‡ÐµÑ‚Ð° транÑпортных единиц и обÑлуживающего перÑонала, включающий автоматизацию Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑƒÑ‚ÐµÐ²Ñ‹Ñ… лиÑтов, ведение Ñправочников водителей и транÑпортных единиц (Ñ Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸ÐµÐ¹ о дате Ð¿Ñ€Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ñледнего техничеÑкого обÑлуживаниÑ, неиÑправноÑÑ‚ÑÑ… и Ñ‚. д.), отдельный графичеÑкий модуль Ð´Ð»Ñ Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼Ð°Ñ€ÑˆÑ€ÑƒÑ‚Ð¾Ð².
СиÑтема мониторинга транÑпорта значительно упрощает процеÑÑ Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð¾Ð²Ñ‹Ñ… маршрутов и позволÑет выбрать оптимальный маршрут на оÑнове анализа архивных данных Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‚Ñ€Ð°Ð½Ñпорта (треков), пробок и графика ремонтов дорожных покрытий.
ÐÐ²Ñ‚Ð¾Ð¼Ð°Ñ‚Ð¸Ð·Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ ÑиÑтема мониторинга транÑпорта включает Ñледующий функциональный набор (риÑ. 1):
- прием и обработка Ñообщений о меÑтоположении, ÑкороÑти движениÑ, уровне топлива и пр., передаваемых Ñ GPS/ГЛОÐÐСС приемников и датчиков, уÑтановленных на транÑпортных ÑредÑтвах;
- формирование архива перемещений (треков);
- Ð´Ð»Ñ Ð³Ð¾Ñ€Ð¾Ð´Ñкого паÑÑажирÑкого транÑпорта — отправка информации на ÑоответÑтвующие автобуÑные оÑтановки о времени Ð¿Ñ€Ð¸Ð±Ñ‹Ñ‚Ð¸Ñ Ñ‚Ñ€Ð°Ð½Ñпорта Ñ Ñ‚Ð¾Ñ‡Ð½Ð¾Ñтью до минуты;
- выÑвление проÑтоев и отклонений от маршрутов;
- подготовка отчетов.

При иÑпользовании ÑиÑтемы мониторинга транÑпорта, транÑпортное ÑредÑтво оÑнащаетÑÑ GPS/ГЛОÐÐСС приемником, информационным диÑплеем и GSM передатчиком. По мере Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑŠÐµÐºÑ‚Ð°, Ñ Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¹ периодичноÑтью оÑущеÑтвлÑетÑÑ Ñбор показателей Ñ Ð´Ð°Ñ‚Ñ‡Ð¸ÐºÐ¾Ð² и определÑетÑÑ Ñ„Ð°ÐºÑ‚Ð¸Ñ‡ÐµÑкое его меÑтоположение. Далее, по ÑредÑтвам Ñети GSM Ñта Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ´Ð°ÐµÑ‚ÑÑ Ð½Ð° Ñервер обработки данных. Ð”Ð»Ñ Ð¿Ð°ÑÑажирÑкого транÑпорта на информационный диÑплей выводитÑÑ Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð¾ ÑкороÑти движениÑ, Ñледующей оÑтановке и ожидаемом времени в пути. Ð’ ÑоÑтав ÑиÑтемы мониторинга городÑкого паÑÑажирÑкого транÑпорта входÑÑ‚ также раÑположенные на оÑтановках информационные терминалы Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð°ÑÑажиров, которые предоÑтавлÑÑŽÑ‚ пользователÑм информацию об их текущем меÑтоположении на карте города, Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾Ñтью поиÑка и прокладки маршрутов. Ðа диÑплей терминала выводитÑÑ Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð¾ времени Ð¿Ñ€Ð¸Ð±Ñ‹Ñ‚Ð¸Ñ Ð°Ð²Ñ‚Ð¾Ð±ÑƒÑов (риÑ. 2). То еÑть паÑÑажирам не придетÑÑ Ð¶Ð´Ð°Ñ‚ÑŒ автобуÑа и Ñпрашивать у прохожих о пути ÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ â€” вмеÑто Ñтого они проÑто должны поÑмотреть на диÑплей терминала и получить точную информацию о прибытии и маршруте Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‚Ñ€Ð°Ð½Ñпортного ÑредÑтва.

Ðналогичный Ð¸Ð½Ñ‚ÐµÑ€Ñ„ÐµÐ¹Ñ Ñ‚ÐµÑ€Ð¼Ð¸Ð½Ð°Ð»Ð° может быть доÑтупен на публичном Интернет-Ñайте и тогда находÑÑÑŒ в любом меÑте (в офиÑе, дома, на улице) можно оптимально Ñпланировать Ñвое времÑ.
Так как вÑе данные поÑтупают в ÑиÑтему мониторинга транÑпорта в режиме реального времени, Ñто позволÑет принимать оперативные решениÑ:
- в Ñлучае Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°Ð²Ð°Ñ€Ð¸Ð¸ или поломки одну машину Ñразу же заменÑет другаÑ;
- возможноÑть динамичеÑкого Ñ€ÐµÐ³ÑƒÐ»Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð»Ð¸Ñ‡ÐµÑтва единиц транÑпорта на маршруте (Ñ ÑƒÑ‡ÐµÑ‚Ð¾Ð¼ времени, ÑезонноÑти и климатичеÑких уÑловий);
- автоматичеÑкое уведомление при отклонении от маршрута или проÑтое и Ñ‚. д.
Ð’ компании «Совзонд» ведутÑÑ Ñ€Ð°Ð·Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚ÐºÐ¸ геоинформационных решений Ð´Ð»Ñ ÑиÑтем мониторинга транÑпорта. К наÑтоÑщему времени Ñоздан и запущен в теÑтовую ÑкÑплуатацию  Ñервер Ñбора и обработки данных Ñ GPS-трекеров, который раÑÑчитан на выÑокие нагрузки и большое количеÑтво информации в режиме реального времени. Ðто позволÑет производить Ñлежение более чем за 1000 объектов одновременно и предоÑтавлÑть данные об них, причем количеÑтво пользователей может доÑтигать более чем 1000 чел./Ñут. ÐŸÑ€ÐµÐ´Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÐ¼Ð°Ñ ÑиÑтема позволÑет оÑущеÑтвлÑть непрерывный мониторинг различных видов транÑпорта на оÑнове WEB-технологий, мобильной ÑвÑзи и навигационного оборудованиÑ.

ОÑновной принцип работы ÑиÑтемы заключаетÑÑ Ð² Ñледующем: Ñервер ÑÐ»ÐµÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ÑущеÑтвлÑет непрерывный контроль за объектами мониторинга, оÑнащенными навигационными ÑиÑтемами GPS/ ГЛОÐÐСС. ПоÑтупающие данные обрабатываютÑÑ Ð¸ ÑохранÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð² базу данных, таким образом формируетÑÑ Ð°Ñ€Ñ…Ð¸Ð² маршрутов Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ показателей датчиков, что дает пользователю возможноÑть воÑÑоздать «картину движениÑ» за любой промежуток времени (риÑ. 4). ДоÑтуп к ÑиÑтеме оÑущеÑтвлÑетÑÑ Ñ‡ÐµÑ€ÐµÐ· WEB-браузер, что значительно Ñокращает временные затраты на оÑнащение рабочих меÑÑ‚, не требует уÑтановки дополнительного программного обеÑÐ¿ÐµÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ обеÑпечивает доÑтуп в любое времÑ, в любом меÑте, где еÑть доÑтуп к Ñети Интернет.

ПреимущеÑтво ÑиÑтемы заключаетÑÑ Ð² том, что данные о маршрутах Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‚Ñ€Ð°Ð½Ñпортных ÑредÑтв, накапливаемые и обрабатываемые геоÑервером, далее могут визуализироватьÑÑ Ñ Ð¸Ñпользованием любого картографичеÑкого Ñервера публикации данных. СовмеÑтное иÑпользование ÑиÑтемы Ñбора и обработки данных, коÑмичеÑких Ñнимков и возможноÑтей геоинформационных ÑиÑтем позволÑет наглÑдно предÑтавлÑть вÑÑŽ организацию транÑпортных потоков на больших территориÑÑ…, Ð²Ð¾Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ñ€ÐµÐ°Ð³Ð¸Ñ€ÑƒÑ Ð½Ð° различные Ñитуации, затруднÑющие движение. Отметим, что иÑпользование актуальных данных ДЗЗ позволÑет, не только наглÑдно отÑлеживать движение транÑпортных ÑредÑтв в любых районах, в Ñ‚. ч. и там, где отÑутÑтвуют Ñовременные картографичеÑкие материалы, но и объективно оценивать и моделировать поÑледÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð°Ð²Ð°Ñ€Ð¸Ð¹ и чрезвычайных Ñитуаций. ОÑобенно перÑпективно иÑпользование ÑиÑтемы в районах ликвидации поÑледÑтвий природных и техногенных катаÑтроф, так как позволÑет контролировать иÑпользование вÑего задейÑтвованного транÑпорта и планировать ÑпаÑательные и воÑÑтановительные работы.