
Кормщикова М.Ю.Â
Как любил говорить один мой бывший преподаватель, вÑе Ñамое интереÑное рождаетÑÑ Ð½Ð° Ñтыке двух наук. Я позволю Ñебе его перефразировать, Ñказав, что вÑе Ñамое интереÑное рождаетÑÑ Ð½Ð° Ñтыке двух технологий. Одним из таких интереÑных Ñимбиозов ÑвлÑетÑÑ Ð¸Ñпользование навигационных технологий и геоинформационных ÑиÑтем в «одном флаконе», нашедшее отражение в геопортале Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð¾Ð½Ð¸Ñ‚Ð¾Ñ€Ð¸Ð½Ð³Ð° подвижных объектов (риÑ. 1).

ÐктуальноÑть разработки такого геопортала подтверждаетÑÑ Ð² первую очередь тем, что на гоÑударÑтвенном уровне уделÑетÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ¾Ðµ внимание вопроÑам безопаÑноÑти перевозок. Законодательными актами и нормативными документами транÑпортные организации обÑзываютÑÑ ÑоответÑтвующим образом оÑнащать подвижной ÑоÑтав и диÑпетчерÑкие Ñлужбы. Кроме того, на ÑегоднÑшний день мониторинг подвижных объектов — автотранÑпорта и Ñпециальной техники — Ð°ÐºÑ‚ÑƒÐ°Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ‡Ð° как Ð´Ð»Ñ Ð³Ð¾ÑударÑтвенных, так и Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¼ÐµÑ€Ñ‡ÐµÑких Ñтруктур, ÑтремÑщихÑÑ Ñократить ÑкÑплуатационные раÑходы и оптимально организовать производÑтвенные процеÑÑÑ‹.
Повышение оперативноÑти Ñ€ÐµÐ°Ð³Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼Ð¸Ð»Ð¸Ñ†Ð¸Ð¸, Ñкорой медицинÑкой помощи, пожарных, аварийных Ñлужб — ключевое звено в обеÑпечении комплекÑной безопаÑноÑти наÑеленных пунктов и ÑффективноÑти помощи, оказываемой наÑелению в чрезвычайных ÑитуациÑÑ…. Также в целÑÑ… обеÑÐ¿ÐµÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð»ÐµÐºÑной безопаÑноÑти Ñтоит задача мониторинга транÑпортировки опаÑных вещеÑтв и материалов.
Геопортал Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð¾Ð½Ð¸Ñ‚Ð¾Ñ€Ð¸Ð½Ð³Ð° подвижных объектов ÑвлÑетÑÑ Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð½Ð¾Ð¹ базой Ð´Ð»Ñ ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñилами и ÑредÑтвами ÑкÑтренных Ñлужб на оÑнове комплекÑной ÑиÑтемы принÑÑ‚Ð¸Ñ Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ð¹ и безопаÑноÑти, позволÑет задейÑтвовать оптимальные реÑурÑÑ‹ в конкретной Ñитуации и Ñффективно контролировать Ð¿Ð¾Ð´Ñ€Ð°Ð·Ð´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ðµ только в повÑедневной деÑтельноÑти, но и в режиме чрезвычайных Ñитуаций.
Геопортал Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð¾Ð½Ð¸Ñ‚Ð¾Ñ€Ð¸Ð½Ð³Ð° подвижных объектов нами реализован Ñ Ð¸Ñпользованием технологии ESRI ArcGIS Server в качеÑтве Ñервера публикации данных и технологии Adobe Flex Ð´Ð»Ñ ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ»Ð¸ÐµÐ½Ñ‚Ñкого интерфейÑа WEB-приложениÑ.
Ð’ геопортале реализованы Ñтандартные инÑтрументы маÑштабированиÑ, навигации по карте Ñ Ð¸Ñпользованием окна общего вида, Ð¸Ð·Ð¼ÐµÑ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ€Ð°ÑÑтоÑний и площадей, а также инÑтрументы ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑлоÑми на Ñтороне клиента.
Ð’ качеÑтве базовой проÑтранÑтвенной оÑновы Ð´Ð»Ñ Ð³ÐµÐ¾Ð¿Ð¾Ñ€Ñ‚Ð°Ð»Ð° были иÑпользованы данные диÑтанционного Ð·Ð¾Ð½Ð´Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð—ÐµÐ¼Ð»Ð¸ (ДЗЗ) различного проÑтранÑтвенного Ñ€Ð°Ð·Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² завиÑимоÑти от ÑƒÑ€Ð¾Ð²Ð½Ñ Ð¼Ð°ÑштабированиÑ:
- Landsat — Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±Ð·Ð¾Ñ€Ð½Ð¾Ð³Ð¾ предÑÑ‚Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ñего Ñубъекта РоÑÑийÑкой Федерации;
- ALOS/AVNIR — Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð° админиÑтративных районов;
- IKONOS — Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð° городов и других муниципальных образований (риÑ. 2).

Ð”Ð»Ñ ÑƒÐ´Ð¾Ð±Ñтва навигации и ÑемантичеÑкого Ð½Ð°Ð¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³ÐµÐ¾Ð¿Ð¾Ñ€Ñ‚Ð°Ð»Ð° иÑпользовалаÑÑŒ Ð²ÐµÐºÑ‚Ð¾Ñ€Ð½Ð°Ñ ÐºÐ°Ñ€Ñ‚Ð° маÑштаба 1:200 000. По опиÑательной информации реализована ÑиÑтема поиÑка проÑтранÑтвенных объектов.
Кроме того, по каждому проÑтранÑтвенному объекту векторной карты может быть получена текÑÑ‚Ð¾Ð²Ð°Ñ Ð¾Ð¿Ð¸ÑÐ°Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð½Ð° оÑнове данных из базы данных (риÑ. 3). Геопортал Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð¾Ð½Ð¸Ñ‚Ð¾Ñ€Ð¸Ð½Ð³Ð° подвижных объектов — комплекÑное ÑредÑтво отÑÐ»ÐµÐ¶Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ ÐºÐ¾Ð½Ñ‚Ñ€Ð¾Ð»Ñ ÑоÑтоÑÐ½Ð¸Ñ Ñ‚Ñ€Ð°Ð½Ñпортных ÑредÑтв в режиме реального времени, обеÑпечивающее актуальной и доÑтоверной информацией диÑпетчеров в Ñитуационных центрах и Ñвоевременное реагирование на кризиÑные Ñитуации.

Ðа данный момент в ÑиÑтеме решены задачи Ñбора, обработки, анализа, хранениÑ, передачи и визуализации информации о меÑтонахождении и ÑоÑтоÑнии объектов и грузов, маршрутов транÑпортировки и других необходимых данных.
Ðа текущий момент в рамках геопортала решаютÑÑ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ‡Ð¸ поддержки принÑÑ‚Ð¸Ñ ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ‡ÐµÑких решений на оÑновании доÑтоверной информации о ÑоÑтоÑнии и динамике Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð°Ñ€Ð°Ð¼ÐµÑ‚Ñ€Ð¾Ð² грузов и объектов. Ð’ дальнейшем планируетÑÑ Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ðµ ÑиÑтемы и добавление новых возможноÑтей: оптимизации маршрутов, оценки риÑков, оптимизации ÑкÑплуатационных раÑходов.