№2(3), 2009 г.
Л. Г. ЕвÑтратова
Ð”Ð»Ñ ÑƒÑпешной обработки аÑрокоÑмичеÑких Ñнимков необходимо иметь не только практичеÑкие навыки работы Ñ ÐºÐ¾Ð½ÐºÑ€ÐµÑ‚Ð½Ñ‹Ð¼ программным обеÑпечением, но и теоретичеÑкие Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð³Ð¾ уровнÑ, позволÑющие правильно применÑть процедуры обработки и оценивать результат. ÐедоÑтаток теоретичеÑких знаний может привеÑти к неправильным подходам при обработке изображений, некорректной оценке полученных результатов и Ñозданию некачеÑтвенной продукции.
С одной Ñтороны ÑпециалиÑты, принимаемые на работу, должны владеть новыми технологиÑми, Ñ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¾Ð¹ – руководители предприÑтий должны понимать, что темпы Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ Ñовременных цифровых технологий требуют поÑтоÑнных вложений на целевую подготовку как молодых, так и имеющих производÑтвенный опыт Ñотрудников. Ðти ÑредÑтва не только принеÑут выгоду и прибыль в долгоÑрочной перÑпективе, но и доÑтаточно быÑтро окупÑÑ‚ÑÑ.
ОÑознание Ñтой проблемы, в первую очередь, производÑтвенными предприÑтиÑми разных форм ÑобÑтвенноÑти как раз и позволит обеÑпечить инновационное развитие Ñтраны. Ð’ 2007 г. в ÐовоÑибирÑке на базе СибирÑкой гоÑударÑтвенной геодезичеÑкой академии (СГГÐ) Ñоздан Инновационный научно-образовательный центр «СГГÐ-Совзонд». ОÑновными задачами центра ÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð½Ð°ÑƒÑ‡Ð½Ñ‹Ðµ иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑвойÑтв мульти- и гиперÑпектральных коÑмичеÑких Ñнимков, разработка методик и технологий их Ð¿Ñ€Ð¸Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ñ‹Ñ… задач в облаÑти мониторинга территорий и отдельных объектов, ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ‚Ð¾Ð¿Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ñ„Ð¸Ñ‡ÐµÑких и Ñпециальных карт, а также подготовки и переподготовки ÑпециалиÑтов по цифровым методам и технологиÑм обработки аÑрокоÑмичеÑкой информации.

Инновационный научно-образовательный центр «СГГÐ-Совзонд» предлагает Ñ€Ñд учебных программ, раÑÑчитанный на широкий контингент Ñлушателей, имеющих различную подготовку в облаÑти фотограмметрии и диÑтанционного зондированиÑ.
Ð£Ñ‡Ð¸Ñ‚Ñ‹Ð²Ð°Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾Ð»ÐµÑ‚Ð½Ð¸Ð¹ опыт кафедры фотограмметрии и диÑтанционного Ð·Ð¾Ð½Ð´Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¡Ð“Ð“Ð Ð² обучении Ñтудентов различных ÑпециальноÑтей и Ñпециализаций: фотограмметриÑ, диÑтанционное зондирование, аÑрофотоÑъемка, дешифрирование Ñнимков, Ñ†Ð¸Ñ„Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ñ Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚ÐºÐ° изображений и Ñ†Ð¸Ñ„Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ñ Ñ„Ð¾Ñ‚Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ð¼Ð¼ÐµÑ‚Ñ€Ð¸Ð¸, были разработаны учебные курÑÑ‹, раÑÑчитанные на различные уровни Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑƒÑ‡Ð°ÐµÐ¼Ñ‹Ñ… и различные конечные цели обучениÑ.
Программы учебных курÑов включают Ñледующие Ð½Ð°Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ:
- общее знакомÑтво Ñ Ð¼ÐµÑ‚Ð¾Ð´Ð°Ð¼Ð¸ диÑтанционного Ð·Ð¾Ð½Ð´Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ коÑмичеÑкими Ñъемками, оÑновными операциÑми программных комплекÑов ENVI и SDS (цифровой Ñтереоплоттер, разработанный на кафедре фотограмметрии СГГÐ);
- оÑновы методов диÑтанционного зондированиÑ, Ñовременные коÑмичеÑкие Ñъемочные ÑиÑтемы, технологии ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ„Ð¾Ñ‚Ð¾Ð¿Ð»Ð°Ð½Ð¾Ð² и ортофотопланов по коÑмичеÑким Ñнимкам Ñ Ð¸Ñпользованием комплекÑа ENVI;
- оÑновы теории автоматизированного Ð´ÐµÑˆÐ¸Ñ„Ñ€Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼ÑƒÐ»ÑŒÑ‚Ð¸Ñпетральных Ñнимков и Ñ€ÐµÐ°Ð»Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ñ‚ÐµÑ…Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ Ð´ÐµÑˆÐ¸Ñ„Ñ€Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ Ð¸Ñпользованием комплекÑа ENVI;
- автоматизированные технологии мониторинга природных объектов Ñ Ð¸Ñпользованием коÑмичеÑких изображений и аÑрофотоÑнимков на оÑнове программных комплекÑов ENVI и SDS;
- оÑновы аÑрокоÑмичеÑкого мониторинга объектов нефтегазодобывающей отраÑли;
- Ð¾Ð¿ÐµÑ€Ð°Ñ‚Ð¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚ÐºÐ° аÑрофотоÑнимков Ð´Ð»Ñ ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ„Ð¾Ñ‚Ð¾Ð¿Ð»Ð°Ð½Ð¾Ð² и ортофотопланов Ñ Ð¸Ñпользованием программного комплекÑа MonoSDS.
Ð”Ð»Ñ Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚Ñ‹ в центре привлекаютÑÑ ÐºÐ²Ð°Ð»Ð¸Ñ„Ð¸Ñ†Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ðµ ÑпециалиÑты кафедры фотограмметрии и диÑтанционного Ð·Ð¾Ð½Ð´Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¡Ð“Ð“Ð, а также ÑпециалиÑты из инÑтитутов СибирÑкого Ð¾Ñ‚Ð´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð ÐРи ведущих производÑтвенных предприÑтий в облаÑти фотограмметрии, диÑтанционного Ð·Ð¾Ð½Ð´Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ мониторинга.
ÐффективноÑть подготовки кадров в центре во многом завиÑит от взаимодейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ñ†ÐµÐ½Ñ‚Ñ€Ð° Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸Ð·Ð²Ð¾Ð´Ñтвенными предприÑтиÑми как Ñ Ñ‚ÐµÑ…Ð½Ð¸Ñ‡ÐµÑкой, так и Ñ Ñ„Ð¸Ð½Ð°Ð½Ñовой точек зрениÑ.