ÐÑроÑъемка как метод диÑтанционного Ð¸Ð·ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑтноÑти получила практичеÑкое применение в РоÑÑии при проведении воз- душной разведки во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¿ÐµÑ€Ð²Ð¾Ð¹ мировой войны, а через деÑÑтилетие начала уже маÑÑово раÑпроÑтранÑтьÑÑ Ð½Ð° многие отраÑли хозÑйÑтвенной деÑтельноÑти: картографирование, инженерные изыÑканиÑ, ÑельÑкое хозÑйÑтво, леÑоуÑтройÑтво и др. [1].
Развитие технологий аÑроÑъемки проходило одновре- менно Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸ÐµÐ¼ фотограмметрии и фототопографии, Ð¾ÐºÐ°Ð·Ñ‹Ð²Ð°Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ¾Ðµ влиÑние на Ñодержание топографогеодезичеÑких и картографичеÑких работ в целом.
Разработанные технологии ÑтереотопографичеÑкой Ñъемки позволили в кратчайшие Ñроки выполнить на огромной территории СССРÑплошное картографирование вплоть до карт маÑштаба 1:25 000 и проводить их периодичеÑкое обновление. РаÑтущие объемы аÑрофотоÑъемки требовали ÑовершенÑÑ‚Ð²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð°Ñрофотоаппаратуры и ее ноÑителей.
Ð”Ð»Ñ Ð°Ñрофотоаппа- ратов (ÐФÐ) был разработан Ñ€Ñд ортоÑкопичеÑких объективов Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ углами Ð¿Ð¾Ð»Ñ Ð·Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ (от 30 до 120º), Ñоздано борто- вое оборудование Ð´Ð»Ñ Ð°Ð²Ñ‚Ð¾Ð¼Ð°Ñ‚Ð¸Ð·Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ñ†ÐµÑÑом аÑроÑъемки и региÑ- трации ее параметров (аÑрофотоуÑтановки ÐФУС и гироуÑтановки ГУТ, Ñлектронно- командные приборы ÐКП, ÑтатоÑкоп С-51, автоматы Ñ€ÐµÐ³ÑƒÐ»Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑкÑпозиции ÐÐ Ð, радиогеодезичеÑкие ÑиÑтемы РДС, РГСЦ Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð¾Ñ€Ð´Ð¸Ð½Ð°Ñ‚ центров проекции Ñнимков и др.). Ðа Ñмену приÑпо- Ñобленным под аÑрофотоÑъемку Ñамолетам (По-2, Ðн-2, Ил-14) были Ñозданы Ñпециализи- рованные аÑроÑъемочные Ñамолеты Ðн-30ФК (риÑ. 1) и Ту-134СХ.
Ð’ результате к 1970-м гг. прошлого ÑÑ‚Ð¾Ð»ÐµÑ‚Ð¸Ñ ÐµÐ¶ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ‹Ðµ объемы заказов Главного ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³ÐµÐ¾Ð´ÐµÐ·Ð¸Ð¸ и картографии (ГУГК) СССРна аÑрофотоÑъемку ÑоÑтавлÑли около 2 млн кв. км приведенной площади (Ñквивалент ÐФС в маÑштабе 1:25 000), из них на долю РоÑÑийÑкой Федерации приходилоÑÑŒ 1,5 млн кв. км.
Ðти объемы позволÑли ÑбаланÑировать Ñтарение и обновление топографичеÑки карт вÑего маÑштабного Ñ€Ñда. Ð’ 1980-90-Ñ… гг.
иÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·ÑƒÐµÐ¼Ð°Ñ Ð² Ñтране топографичеÑÐºÐ°Ñ Ð°ÑроÑÑŠÐµÐ¼Ð¾Ñ‡Ð½Ð°Ñ Ð°Ð¿Ð¿Ð°Ñ€Ð°Ñ‚ÑƒÑ€Ð° получила Ñ€Ñд дальней- ших революционных изменений: увеличение формата кадра Ñъемочных камер до 23Ñ…23 Ñм, Ñнижение ÑƒÑ€Ð¾Ð²Ð½Ñ Ð´Ð¸ÑторÑии их объектива до неÑкольких микрометров (практичеÑки доÑтигнув теоретичеÑкого предела), иÑпользование компенÑации продольного Ñдвига Ð¸Ð·Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ (КСИ), Ñпутниковых методов Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð¾Ñ€Ð´Ð¸Ð½Ð°Ñ‚ центров проекции Ñнимков.
ПроцеÑÑÑ‹ переÑтройки в СССРотрицатель-но отразилиÑÑŒ как на гоÑударÑтвенном картографировании в целом, так и на аÑрофотоÑъемке в чаÑтноÑти. По данным Федеральной Ñлужбы геодезии и картографии РоÑÑии (РоÑкартографии) в конце 1980-Ñ… гг. объемы аÑрофотоÑъемки ежегодно ÑокращалиÑÑŒ примерно на 15–20% и в 1990-е гг. ÑоÑтавлÑли менее 500 тыÑ. кв. км. Ð’ значительной мере Ñтому ÑпоÑобÑтвовало увеличение доли иÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ¾ÑмичеÑких Ñнимков, пригодных, в оÑновном, Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‚Ð¾Ð¿Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ñ„Ð¸Ñ‡ÐµÑких карт Ñредних и мелких маÑштабов (1:25 000–1:200 000) и Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°ÐºÑ‚ÑƒÐ°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð¹ картографичеÑкой оÑновы навигационных карт.
ВЫВОДЫ
- 1. Ð’ облаÑти топографичеÑкой аÑроÑъемки наблюдаетÑÑ Ð¸Ð½Ñ‚ÐµÐ½Ñивное развитие цифровых аÑроÑъемочных ÑиÑтем. ВмеÑте Ñ Ñ‚ÐµÐ¼ в РоÑÑии имеетÑÑ Ð¿Ñ€Ð¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ð° Ñ Ð·Ð°Ð¼ÐµÐ½Ð¾Ð¹ базового Ñамолета-аÑроÑъемщика новым производительным ноÑителем.
- 2. УÑиливаетÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÐºÑƒÑ€ÐµÐ½Ñ†Ð¸Ñ Ð°ÑроÑъемки Ñо Ñтороны коÑмичеÑкой Ñъемки, материалы которой ÑтановитÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ñ‹Ð¼ иÑпользо- вать и Ð´Ð»Ñ Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ‡ крупномаÑштаб- ного картографированиÑ.
- 3. РаÑширÑетÑÑ Ð¿Ñ€Ð¸Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ðµ Ð´Ð»Ñ Ð°Ñро- Ñъемки БВС, иÑпользование которых в целом Ñ€Ñде Ñлучаев ÑвлÑетÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ оперативным и Ñкономичным по Ñравнению Ñ Ñ‚Ñ€Ð°Ð´Ð¸Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ ноÑителÑми.
- 4. СовершенÑтвование ÑредÑтв и раÑши- рение методов ДЗЗ позволÑет оптимизиро- вать ÑпоÑобы Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ñходной информа- ции. Выбор ÑпоÑоба (беÑÐ¿Ð¸Ð»Ð¾Ñ‚Ð½Ð°Ñ Ð¸ пилоти- Ñ€ÑƒÐµÐ¼Ð°Ñ Ð°ÑроÑъемка или коÑмичеÑÐºÐ°Ñ Ñъемка) должен определÑтьÑÑ Ñкономи- чеÑкой целеÑообразноÑтью при Ñтрогом Ñоблюдении требований к Ñъемочным материалам, иÑпользуемым Ð´Ð»Ñ ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ‚Ð¾Ð¿Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ñ„Ð¸Ñ‡ÐµÑкой продукции.
- 5. ПерÑпектива Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ Ð°ÑрофотоÑъмки предÑтавлÑетÑÑ Ð² интеграции Ñъемочных ÑиÑтем различного типа и навигационных данных Ñ Ñ†ÐµÐ»ÑŒÑŽ оперативного Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³ÐµÐ¾Ð¿Ñ€Ð¸Ð²Ñзанной проÑтранÑтвенной инфор- мации и ÐºÐ°Ñ€Ñ‚Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ñ„Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² формате реального времени или близком к нему.