ГИС для мониторингового ситуационного центра города Армавир

Рис. 4. Мониторинг транспортной ситуации

М.А. Болсуновский, С.А. Дудкин, М.Ю. Кормщикова, Д.А. Розевика 

В настоящее время угрозы техногенного, природного, криминогенного и террористического характера выходят на первый план и представляют реальную опасность для населения и развития государства.

Краснодарский край является особенным в своем роде регионом: высокая плотность и широкий национальный состав проживающего населения, большое число туристов и отдыхающих, высокая важность агропромышленного комплекса для обеспечения продовольственной безопасности страны.

В этой связи обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и объектов инфраструктуры, формирование, поддержание и развитие среды жизнедеятельности, соблюдение жизненно важных интересов личности, общества и государства, недопущение, предупреждение и оперативная ликвидация чрезвычайных ситуаций являются приоритетными направлениями деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления.

В виду этого в Краснодарском крае была принята ведомственная целевая программа «Создание системы комплексного обеспечения безопасности жизнедеятельности Краснодарского края на 2011–2013 годы». Задачей Программы является создание Системы комплексного обеспечения безопасности жизнедеятельности (СКОБЖ), представляющей собой интегрированный технологический и информационный ресурс общего пользования для исполнительных органов государственной власти края, территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и других организаций, участвующих в обеспечении безопасности на территории края.

Данный проект направлен на повышение уровня безопасности жизнедеятельности населения Краснодарского края и в случае возникновения кризисных ситуаций должен обеспечивать:

  • координацию деятельности органов управления территориальных представительств федеральных, региональных и муниципальных органов власти;
  • оперативное управление, в том числе с использованием видеоконференцсвязи;
  • моделирование и прогнозирование развития ситуации;
  • поддержку принятия решений для минимизации последствий.

В качестве пилотной зоны для внедрения муниципального сегмента СКОБЖ был выбран город Армавир.

В рамках программы СКОБЖ в Армавире разворачивается единая диспетчерская систему — 112, которая предназначена для обеспечения вызова экстренных служб. Система 112 призвана объединить все службы оказания экстренной помощи населению через единый номер.

В связи с количеством информационных потоков, которые объединяет служба 112, и со спецификой деятельности данной системы, для повышения качества и скорости реагирования было решено, что все внутренние процессы должны быть электронными и интегрированными друг с другом в режиме одного окна — так как в СКОБЖ правильное решение, принятое с опозданием, является ошибкой. Данный подход заключается в разработке отдельных простых процессов с последующим их объединением, а не в построении единого громоздкого процесса.

В качестве интеграционной платформы для СКОБЖ была выбрана геоинформационная система. Преимуществом ГИС в данном случае является то, что она  не меняет отдельных технологических процессов, она способна лишь дать новые мощные инструменты уже существующим. ГИС позволяет не только просмотреть каждую отдельную ситуацию с использованием специализированных механизмов экстренного реагирования (тревожные кнопки, экстренная связь, видеокамеры), но интерпретировать их на местности, оценить сопутствующую ситуацию в комплексе пространственных взаимосвязей.

В качестве базовой ГИС платформы для интеграционной системы была выбрана технология ESRI ArcGIS Server 10.0. Решение было принято в виду следующих преимуществ данной технологии:

  • широкие интеграционные возможности;
  • поддержка современных ИТ и ГИС стандартов;
  • расширенный функциональный набор;
  • удобный интерфейс для пользователей и администраторов системы (рис. 1);
  • наличие широкой сети технической поддержки на территории РФ;
  • низкая совокупная стоимость владения.
Рис. 1. Интерфейс геопортала мониторингового центра города Армавира
Рис. 1. Интерфейс геопортала мониторингового центра города Армавира

Базовое геоинформаицонное наполнение системы пилотной зоны муниципального сегмента содержит:

  • карту города Армавир масштаба 1:5 000;
  • космическую съемку с аппарата WorldView-1 с пространственным разрешением 60 см.

Гибридная крупномасштабная топографическая основа (рис. 2) позволяет диспетчеру легко ориентироваться на местности и оценивать сопутствующую обстановку.

Рис. 2. Интерфейс геопортала мониторингового центра города Армавира
Рис. 2. Интерфейс геопортала мониторингового центра города Армавира

Интересующий участок местности может быть найден с использованием слабо формализованного адресного поиска, или при обращении к ситуационной карте (рис. 3).

Рис. 3. Интерфейс поисковой системы геопортала мониторингового центра города Армавира
Рис. 3. Интерфейс поисковой системы геопортала мониторингового центра города Армавира

Ситуационную карту ГИС сегмента СКОБЖ можно условно разделить на три тематических блока:

  1. Мониторинг транспорта;
  2. Мониторинг в сфере ЖКХ;
  3. Ситуационные сервисы.

Сервисы мониторинга транспортной ситуации в городе позволяют получить информацию о местонахождении муниципальных автобусов в реальном режиме времени (рис. 4). Этот сервис позволит в случае возникновения ЧС, найти ближайшие к месту происшествия технические средства и привлечь их для эвакуации людей. А сервисы подключения к видеокамерам, позволят оценить дорожно-транспортную ситуацию в городе и обстановку на месте возникновения ЧС.

Рис. 4. Мониторинг транспортной ситуации
Рис. 4. Мониторинг транспортной ситуации

Кроме того, сервис может быть полезен в сфере контроля и управления муниципальным транспортом.  На данный момент в систему внесена информация об остановочных пунктах, и сейчас в проработке находится сервис контроля графика движения на маршрутах общественного транспорта. Наличие статистики о задержках на определенных линиях, сможет помочь улучшить дорожно-транспортную ситуацию в городе.

Сервисы ЖКХ (рис. 5) содержат информацию о ветхом и аварийном фонде, инженерных сетях: канализация, водоснабжение, отопительные и электросети. По каждому объекту можно посмотреть информацию о его состоянии, а так же в ведомстве какого комитета муниципального жилья он находится.

Рис. 5. Интерфейс сервиса ЖКХ
Рис. 5. Интерфейс сервиса ЖКХ

В случае если в диспетчерскую службу приходит сообщение об аварийной ситуации на объекте ЖКХ, то диспетчер имеет возможность посмотреть виртуальный тур по объекту, оценить наличие аварийных выходов и свободных площадок для размещения жильцов. Для устранения возможности развития ЧС,  диспетчер может связаться с провайдерами жилищно-коммунальных услуг данного объекта, данные о которых представлены в паспорте объекта ЖКХ (рис. 6).

Рис. 6. Паспорт строения
Рис. 6. Паспорт строения

Ситуационные сервисы в системе позволяют отслеживать ситуацию в городе в on-line режиме. К таким сервисам относятся метеосводки поступающие с датчиков мониторинга окружающей среды. В ГИС отображаются параметры температуры, давления, влажности воздуха, концентрация содержания вредных веществ в воздухе, кроме того система отслеживает значения показателей на предмет превышения допустимой нормы.

В качестве сервисов экстренного реагирования в ГИС отображаются индикаторы устройств доставки тревожных сообщений, а так же нанесены устройства «Гражданин-полиция». В данный момент прорабатывается вопрос полной интеграции с устройствами связи «гражданин-полиция» — видео и аудио звонок.

Для повышения качества on-line слежения за поступающими сообщениями ГИС интегрирована с лентой событий (RSS). Каждое событие, произошедшее в городе, и зарегистрированное в диспетчерской службе отображается в RSS потоке. ГИС считывает ленту событий, производит пространственную индексацию, что в свою очередь позволяет диспетчеру переходить от ленты к карте одним нажатием мыши.

На данный момент ГИС компонента СКОБЖ проходит один из первых витков своего жизненного цикла, на котором собираются требования к системе, реализуются, анализируются и расширяются. Учитывая характер данной системы — вопросы оперативности управления, динамика изменения образа жизни — на данный момент у системы больше перспектив, чем реализованных функций. И мы надеемся, что на следующем витке жизненного цикла системы перспектив ее развития будет больше.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ