М. Ð. БолÑуновÑкий
ÐаÑÑƒÑ‰Ð½Ð°Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ…Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾Ñть напиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ñтой Ñтатьи ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ñтала очевидной по целому Ñ€Ñду причин. Во-первых, много Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚Ð°Ñ Ñ Ñ€ÐµÐ³Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð¼Ð¸, захотелоÑÑŒ ÑиÑтематизировать те проблемы, Ñ ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ñ‹Ð¼Ð¸ ÑталкиваютÑÑ Ð»ÑŽÐ´Ð¸ на меÑтах, которые отвечают за информатизацию, в том чиÑле за внедрение результатов коÑмичеÑкой деÑтельноÑти. Ð ÑиÑтематизировав Ñти проблемы — попытатьÑÑ Ð½Ð°Ð¹Ñ‚Ð¸ ответы на чаÑто возникающие вопроÑÑ‹. Во-вторых, хотелоÑÑŒ бы поделитьÑÑ Ð¾Ð¿Ñ‹Ñ‚Ð¾Ð¼ Ð²Ð½ÐµÐ´Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‚ÐµÑ…Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹ коÑмичеÑкого мониторинга, выделить какие-то оÑобенноÑти некоторых регионов, или обозначить общие подходы, характерные Ð´Ð»Ñ Ð²Ñех регионов.
Прежде вÑего, необходимо разобратьÑÑ Ñ Ñ‚ÐµÑ€Ð¼Ð¸Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÐµÐ¹. Что такое мониторинг, коÑмичеÑкий мониторинг, как он ÑоотноÑитÑÑ Ñ Ñ€ÐµÐ·ÑƒÐ»ÑŒÑ‚Ð°Ñ‚Ð°Ð¼Ð¸ коÑмичеÑкой деÑтельноÑти? Итак, мониторинг — Ñто ÑоÑÑ‚Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ñ‡Ð°Ñть управлениÑ, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ð·Ð°ÐºÐ»ÑŽÑ‡Ð°ÐµÑ‚ÑÑ Ð² непрерывном наблюдении и анализе деÑтельноÑти ÑкономичеÑких объектов Ñ Ð¾Ñ‚Ñлеживанием динамики изменений.
Важно понÑть, что технологии и ÑиÑтемы коÑмичеÑкого мониторинга отноÑÑÑ‚ÑÑ Ðº клаÑÑу ÑиÑтем поддержки принÑÑ‚Ð¸Ñ Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ð¹ — управленчеÑких ÑиÑтем, в нашем Ñлучае — ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ€ÐµÑурÑами региона (природными, материальными, людÑкими и Ñ‚. д.).
КоÑмичеÑкий мониторинг заключаетÑÑ Ð² непрерывном многократном получении информации о качеÑтвенных и количеÑтвенных характериÑтиках природных и антропогенных объектов и процеÑÑов Ñ Ñ‚Ð¾Ñ‡Ð½Ð¾Ð¹ географичеÑкой привÑзкой за Ñчет обработки данных, получаемых Ñо Ñпутников диÑтанционного Ð·Ð¾Ð½Ð´Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð—ÐµÐ¼Ð»Ð¸ (ДЗЗ) (коÑмичеÑкой Ñъемки). КоÑмичеÑкий мониторинг позволÑет получать однородную и Ñравнимую по качеÑтву объективную информацию единовременно Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑˆÐ¸Ñ€Ð½Ñ‹Ñ… территорий, что практичеÑки недоÑтижимо при любых наземных обÑледованиÑÑ….
КомплекÑный коÑмичеÑкий мониторинг предполагает ÑовмеÑтное иÑпользование ÑредÑтв ДЗЗ и ÑиÑтем Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑÑ‚Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° базе технологий Глобальных навигационных Ñпутниковых ÑиÑтем (ГÐСС) — ГЛОÐÐСС / GPS Ð´Ð»Ñ Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ñ‹Ñ… отраÑлевых задач. ПоÑкольку ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ð²Ñе более активно иÑпользуетÑÑ Ñ‚ÐµÑ€Ð¼Ð¸Ð½ «Результаты коÑмичеÑкой деÑтельноÑти», важно разобратьÑÑ, как коÑмичеÑкий мониторинг ÑоотноÑитÑÑ Ñ Ñ€ÐµÐ·ÑƒÐ»ÑŒÑ‚Ð°Ñ‚Ð°Ð¼Ð¸ коÑмичеÑкой деÑтельноÑти.
Ð’Ð¸ÐºÐ¸Ð¿ÐµÐ´Ð¸Ñ Ð´Ð°ÐµÑ‚ такое определение: «Результаты коÑмичеÑкой деÑтельноÑти (РКД) — уÑтойчивый термин, под которым принÑто Ñчитать результат иÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ‚ÐµÑ…Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹Â Ñпутниковых навигационных ÑиÑтем и получение данных диÑтанционного Ð·Ð¾Ð½Ð´Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð—ÐµÐ¼Ð»Ð¸, а также иÑпользование разнообразных информационных, программных, аппаратных, программно-аппаратных и техничеÑких решений на базе Ñтих технологий.
КомплекÑное иÑпользование результатов коÑмичеÑкой деÑтельноÑти в работе отраÑлевых компаний ÑпоÑобно придать инновационный характер, уÑилить конкурентные преимущеÑтва, повыÑить ÑффективноÑть производÑтва, ÑтроительÑтва, Ñнизить затраты и оптимизировать многие процеÑÑÑ‹ управлениÑ» (http://ru.wikipedia.org/wiki i/Результаты_коÑмичеÑкой_деÑтельноÑти).
ЗдеÑÑŒ мы видим, что результаты коÑмичеÑкой деÑтельноÑти практичеÑки предÑтавлÑÑŽÑ‚ Ñобой производный продукт комплекÑного коÑмичеÑкого мониторинга. Теперь необходимо обозначить, в каких отраÑлÑÑ… иÑпользуютÑÑ Ñ‚ÐµÑ…Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ комплекÑного коÑмичеÑкого мониторинга:
- СельÑкое хозÑйÑтво
- ЛеÑное хозÑйÑтво
- Охрана окружающей Ñреды
- Ðедропользование
- Водное хозÑйÑтво
- Ðефтегазовое хозÑйÑтво
- ТранÑÐ¿Ð¾Ñ€Ñ‚Ð½Ð°Ñ Ð¸Ð½Ñ„Ñ€Ð°Ñтруктура
- СвÑзь
- Управление муниципальным хозÑйÑтвом
- Мониторинг чрезвычайных Ñитуаций
Таким образом, легче назвать отраÑли, где комплекÑный коÑмичеÑкий мониторинг не иÑпользуетÑÑ. Следует отметить, что в наÑтоÑщее Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¾Ñ‚Ð¼ÐµÑ‡Ð°ÐµÑ‚ÑÑ ÑƒÑÑ‚Ð¾Ð¹Ñ‡Ð¸Ð²Ð°Ñ Ñ‚ÐµÐ½Ð´ÐµÐ½Ñ†Ð¸Ñ Ð²Ñе более активного интереÑа к внедрению технологий комплекÑного коÑмичеÑкого мониторинга в регионах. ДоÑтаточно упомÑнуть КраÑнодарÑкий край, МоÑковÑкую, КалужÑкую, Ð ÑзанÑкую, ПÑковÑкую, УльÑновÑкую, ОрловÑкую, ВоронежÑкую, КалининградÑкую, ЧелÑбинÑкую облаÑти, РеÑпублику Коми, РеÑпублику БурÑтиÑ, РеÑпублику Саха (ЯкутиÑ), РеÑпублику БашкортоÑтан, Ðенецкий ÐО, Ямало-Ðенецкий ÐО и др. Конечно, у каждого региона еÑть Ñвои оÑобенноÑти, но вÑе они объединены общим пониманием актуальноÑти задачи Ð²Ð½ÐµÐ´Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‚ÐµÑ…Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹ комплекÑного коÑмичеÑкого мониторинга в регионах. Ðта актуальноÑть предопределÑетÑÑ Ñ€Ñдом объективных предпоÑылок.
ЕÑть технологичеÑкие предпоÑылки:
- ПоÑвление Ñпутников новейшего поколениÑ:
- ÑверхвыÑокого Ñ€Ð°Ð·Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ â€” WorldView-2, GeoEye-1;
- выÑокого Ñ€Ð°Ð·Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð½Ð¸Ñ‚Ð¾Ñ€Ð¸Ð½Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ð³Ð¾ Ð½Ð°Ð·Ð½Ð°Ñ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ â€” RapidEye;
- ÑверхвыÑокого Ñ€Ð°Ð·Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ€Ð°Ð´Ð°Ñ€Ð½Ñ‹Ñ… — COSMO-SkyMed-1–4, RADARSAT-2.
- ПоÑвление технологий выÑокопроизводительной потоковой обработки данных ДЗЗ, в том чиÑле большого чиÑла Ñпектральных каналов и ÑтереоÑъемки даже без наземных опорных точек.
- ПоÑвление широкополоÑных каналов передачи данных (увеличение ÑкороÑтей, объемов, уÑтойчивоÑти, качеÑтва передачи данных, Ñнижение ÑтоимоÑти).
- РаÑпроÑтранение Ñвободного программного обеÑпечениÑ.
- РаÑпроÑтранение облачных вычиÑлений.
- Развертывание на орбите отечеÑтвенной ГÐСС ГЛОÐÐСС.
- ПоÑвление новейших ÑиÑтем визуализации геопроÑтранÑтвенной информации и поддержки принÑÑ‚Ð¸Ñ Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ð¹.
Ðо что Ñамое главное, поÑвилиÑÑŒ организационно-админиÑтративные предпоÑылки Ð´Ð»Ñ ÑˆÐ¸Ñ€Ð¾ÐºÐ¾Ð³Ð¾ Ð²Ð½ÐµÐ´Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‚ÐµÑ…Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹ комплекÑного коÑмичеÑкого мониторинга в регионах:
- У руководителей большинÑтва регионов пришло четкое понимание необходимоÑти Ñерьезной работы в данном направлении, что, в том чиÑле, ÑвÑзано Ñ Ð°ÐºÑ‚Ð¸Ð²Ð½Ð¾Ð¹ позицией выÑшего политичеÑкого руководÑтва Ñтраны по Ñтому вопроÑу.
- Ð’ большинÑтве регионов Ñозданы организационные Ñтруктуры, отвечающие за информатизацию. Они имеют различные названиÑ, организационно-правовую форму, Ñферу полномочий, но вÑе так или иначе отвечают за развитие Ñовременных информационных технологий, в том чиÑле за развертывание и функционирование региональных Ñитуационных центров, за оÑущеÑтвление программы «Ðлектронное правительÑтво», за внедрение ГЛОÐÐСС и Ñ‚. д.
- Идет процеÑÑ ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ„ÐµÐ´ÐµÑ€Ð°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ñ… ÑиÑтем на базе технологий коÑмичеÑкого мониторинга в МинÑельхозе, Минприроды, Минрегионе, РоÑлеÑхозе, РоÑрееÑтре и других миниÑтерÑтвах агентÑтвах и Ñлужбах. ПоÑвлÑетÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾Ñть организации межведомÑтвенного взаимодейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð½Ð° федеральном и региональных уровнÑÑ….
- ПоÑвилÑÑ Ñерьезный положительный опыт от Ð²Ð½ÐµÐ´Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‚ÐµÑ…Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹ комплекÑного коÑмичеÑкого мониторинга в целом Ñ€Ñде регионов, Ñтал очевидным ÑкономичеÑкий Ñффект от ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ‚Ð°ÐºÐ¸Ñ… ÑиÑтем.
Что каÑаетÑÑ Ð¿Ð¾Ñледнего пункта, то общие оценки прÑмого ÑкономичеÑкого и количеÑтвенного Ñффекта дают такие цифры:
- Снижение трудозатрат и времени на получение информации о территориальных процеÑÑах, на обработку информации, на принÑтие управленчеÑких решений, в том чиÑле в кризиÑных ÑитуациÑÑ… — до 45–60%.
- Сокращение трудозатрат за Ñчет интеграции Ñ ÑиÑтемой Ñлектронного документооборота — до 15–20%.
- Увеличение поÑтуплений в бюджет налогов от иÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ€ÐµÑурÑов (имущеÑтвенных комплекÑов, земель) — до 2–3 раз.
- Получение дополнительных ÑредÑтв в бюджет за Ñчет более четкого и объективного учета ÑкологичеÑкого ущерба в ходе хозÑйÑтвенной деÑтельноÑти в виде штрафов и платежей в ÑоответÑтвующие фонды — до 30–40%.
Помимо прÑмого количеÑтвенного ÑкономичеÑкого Ñффекта результатом Ð²Ð½ÐµÐ´Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‚ÐµÑ…Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹ комплекÑного коÑмичеÑкого мониторинга ÑвлÑетÑÑ ÐºÐ°Ñ‡ÐµÑтвенный Ñффект:
- Повышение оперативноÑти, ÑффективноÑти и качеÑтва гоÑударÑтвенного и муниципального управлениÑ.
- Повышение информационной открытоÑти и прозрачноÑти деÑтельноÑти органов гоÑударÑтвенной и муниципальной влаÑти.
- Ð˜Ð½Ñ‚ÐµÐ³Ñ€Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð½Ñ‹Ñ… реÑурÑов и информационных ÑиÑтем.
- Повышение инвеÑтиционной привлекательноÑти и конкурентоÑпоÑобноÑти территории за Ñчет публикации в Ñети Интернет перÑпективных инвеÑтиционных площадок и проектов.
Вышеприведенные результаты подтверждаютÑÑ, в том чиÑле, проектами компании «Совзонд» в регионах.
Создание геопортала и ÑиÑтемы диÑтанционного мониторинга ИркутÑкого района и города ИркутÑка
ЦЕЛЬ ПРОЕКТÐ: Разработка технологий и обучение Ñотрудников ИркутÑкого гоÑударÑтвенного техничеÑкого универÑитета (ИрГТУ) Ð´Ð»Ñ Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ†ÐµÐ½Ñ‚Ñ€Ð° компетенций на базе Центра коÑмичеÑких уÑлуг ИрГТУ Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÐµÑÐ¿ÐµÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñ€Ð³Ð°Ð½Ð¾Ð² иÑполнительной влаÑти ИркутÑкой облаÑти оперативной информацией Ð´Ð»Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ð½ÑÑ‚Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ð¾Ñнованных и Ñффективных решений, а также Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñтудентов вуза Ñовременным коÑмичеÑким и геоинформационным технологиÑм.
РЕЗУЛЬТÐТЫ: Создан ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð»ÐµÐºÑ Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚ÐºÐ¸ и анализа данных ДЗЗ на базе программно обеÑÐ¿ÐµÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ñ„Ð¾Ñ‚Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ð¼Ð¼ÐµÑ‚Ñ€Ð¸Ñ‡ÐµÑкой (Trimble INPHO) и тематичеÑкой (ENVI) обработки. Ð”Ð»Ñ ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð³ÐµÐ¾Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð½Ñ‹Ñ… ÑиÑтем, подготовки карт, Ð²Ñ‹Ð¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð“Ð˜Ð¡-анализа уÑтановлен программный ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð»ÐµÐºÑ ArcGIS (риÑ. 1).

Создание геопортала МИЗО РеÑпублики БурÑтиÑ
ЦЕЛЬ ПРОЕКТÐ: Создание геоинформационной ÑиÑтемы Ð´Ð»Ñ Ñффективного ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·ÐµÐ¼ÐµÐ»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¼Ð¸ реÑурÑами и объектами недвижимоÑти РеÑпублики БурÑтиÑ.
РЕЗУЛЬТÐТЫ: Геопортал позволÑет Ñотрудникам МиниÑтерÑтва имущеÑтвенных и земельных отношений (МИЗО) РеÑпублики БурÑÑ‚Ð¸Ñ Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ¹Ñтвовать в интерактивном режиме Ñ Ð¿Ð¾Ñ‚ÐµÐ½Ñ†Ð¸Ð°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¼Ð¸ владельцами земельных учаÑтков, предоÑтавлÑемых в ÑобÑтвенноÑть; раÑÑчитывать ÑкономичеÑкий ущерб от проÑÑ‚Ð¾Ñ Ð·ÐµÐ¼ÐµÐ»ÑŒÐ½Ñ‹Ñ… учаÑтков (на оÑновании кадаÑтровой ÑтоимоÑти); отÑлеживать Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° кадаÑтровой карте (плане) территории, что позволит Ñвоевременно подавать вÑе необходимые документы в региÑтрационные Ñлужбы (риÑ. 2).

 Â
Создание геоинформационной ÑиÑтемы мониторингового центра города Ðрмавира
ЦЕЛЬ ПРОЕКТÐ: Ñоздание геоинформационной ÑиÑтемы мониторингового центра Ð´Ð»Ñ Ð½ÑƒÐ¶Ð´ админиÑтрации муниципального Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Â«Ð“Ð¾Ñ€Ð¾Ð´ Ðрмавир» в рамках ведомÑтвенной целевой программы «Создание ÑиÑтемы комплекÑного обеÑÐ¿ÐµÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±ÐµÐ·Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑти жизнедеÑтельноÑти КраÑнодарÑкого ÐºÑ€Ð°Ñ Ð½Ð° 2011–2013 годы».
РЕЗУЛЬТÐТЫ: ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð“Ð˜Ð¡ позволÑет получать информацию о ветхом и аварийном жилом фонде;  в режиме реального времени получать информацию о меÑтонахождении муниципального транÑпорта; получать информацию о вÑех проиÑшеÑтвиÑÑ… в городе и обращениÑÑ… граждан в мониторинговый центр; получать информацию Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð»ÐµÐºÑов мониторинга окружающей Ñреды, уÑтановленных в различных чаÑÑ‚ÑÑ… города; получать информацию о терминалах доÑтавки тревожных Ñообщений, уÑтановленных на Ñоциально значимых объектах (риÑ. 3).

ÐžÐ±Ð¾Ð±Ñ‰Ð°Ñ Ð¾Ð¿Ñ‹Ñ‚ работы Ñ Ñ€ÐµÐ³Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð¼Ð¸ можно Ñделать некоторые выводы:
Регионам картинки не нужны. Ðеобходимы отраÑлевые Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° базе Ñовременных Ñтандартных программных продуктов мирового уровнÑ. Иначе может возникнуть ÑитуациÑ, когда Ñрок жизни ÑиÑтемы будет завиÑеть от Ñрока работы конкретного разработчика по данному проекту, замену которому на рынке найти будет очень Ñложно.
Регионам нужна аналитика, Ð´Ð°ÑŽÑ‰Ð°Ñ Ð¾Ð±ÑŠÐµÐºÑ‚Ð¸Ð²Ð½ÑƒÑŽ картину Ð´Ð»Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ð½ÑÑ‚Ð¸Ñ Ð²Ð·Ð²ÐµÑˆÐµÐ½Ð½Ñ‹Ñ… решений. Ðта аналитика может быть получена, в том чиÑле, за Ñчет Ð¿Ð¾Ð´ÐºÐ»ÑŽÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº федеральным информационным реÑурÑам профильных миниÑтерÑтв и ведомÑтв — МинÑельхоза, РоÑлеÑхоза и Ñ‚. д.
Регионам нужно методичеÑкое и технологичеÑкое Ñопровождение проектов — от разработки концепции и ÑÑкизного проекта до реализации «под ключ».
Регионам нужен конкретный ÑкономичеÑкий Ñффект, выраженный в увеличении поÑтуплений от более рационального иÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ€ÐµÑурÑов, от ÑƒÐ²ÐµÐ»Ð¸Ñ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð¼ÐµÑ€Ð¾Ð² штрафов за выÑвлÑемые поÑредÑтвом мониторинга нарушениÑ, от инвеÑторов за Ñчет Ð¿Ð¾Ð²Ñ‹ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð·Ñ€Ð°Ñ‡Ð½Ð¾Ñти и более широкого оÑÐ²ÐµÑ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñитуации в регионе.