Ðаучно-иÑÑледовательÑкий и проектный инÑтитут Генерального плана города МоÑквы (ГУП «ÐИ и ПИ Генплана МоÑквы») ÑпециализируетÑÑ Ð½Ð° выполнении различных работ и уÑлуг в облаÑти градоÑтроительÑтва, обеÑпечивающих потребноÑти перÑпективного Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ ÐœÐ¾Ñквы и МоÑковÑкой облаÑти. Ð’ Ñвоей деÑтельноÑти инÑтитут активно иÑпользует геоинформационные ÑиÑтемы, Ñовременные технологии картографированиÑ, данные диÑтанционного Ð·Ð¾Ð½Ð´Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð—ÐµÐ¼Ð»Ð¸ (ДЗЗ). Ðа вопроÑÑ‹ редакции журнала «ГЕОМÐТИКл любезно ÑоглаÑилÑÑ Ð¾Ñ‚Ð²ÐµÑ‚Ð¸Ñ‚ÑŒ заведующий научно-проектным отделением ÑÐ¾Ñ…Ñ€Ð°Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ñ€Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ комплекÑа ГУП «ÐИ и ПИ Генплана МоÑквы» ÐлекÑандр Ðндреевич Минин.
ГЕОМÐТИКÐ: Ваш инÑтитут курирует ÐºÐ¾Ð½ÐºÑƒÑ€Ñ Ð½Ð° концепцию Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ ÐœÐ¾ÑковÑкой агломерации. Ðе могли бы Ð’Ñ‹ подробнее раÑÑказать о проектах, победивших в конкурÑе. Что нового можно отметить в Ñтих проектах, учитывалиÑÑŒ ли в них вопроÑÑ‹ Ñкологии?
Ð. Минин: Ð’ финальной чаÑти конкурÑа учаÑтвовали 9 команд, в оÑновном иноÑтранные. Победили в двух номинациÑÑ… французÑÐºÐ°Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð°Ð½Ð´Ð°, в одной (по размещению федерального центра) — американÑкаÑ. Важно отметить, что практичеÑки во вÑех проектах (оÑобенно, в американÑком) большое внимание уделÑлоÑÑŒ ÑкологичеÑким аÑпектам, что пока, к Ñожалению, у Ð½Ð°Ñ Ð½Ðµ очень приветÑтвуетÑÑ Ð¿Ñ€Ð¸ разработке градоÑтроительной документации. Ð’Ñе пытаютÑÑ Ð²Ñ‹Ð¶Ð°Ñ‚ÑŒ макÑимум «метража», желательно коммерчеÑки перÑпективного. Однако Ñовременный город — Ñто не ÑÐ¿Ð»Ð¾ÑˆÐ½Ð°Ñ Ð·Ð°Ñтройка и магиÑтрали под окнами домов. Ðто гармоничное проÑтранÑтво Ñ Ð½Ð°Ð»Ð¸Ñ‡Ð¸ÐµÐ¼ разнообразных функций и обÑзательным приÑутÑтвием природных компонентов. Ðа западе (да и в Китае — их предÑтавители также выÑтупали на Ñеминарах) увлечение Ñплошной урбанизацией проходит и пейзажи «каменных джунглей» уже не вызывают воÑторга.
МоÑква в природном отношении — очень Ñвоеобразный город. Ðто крупнейший Ð¼ÐµÐ³Ð°Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ Ð² центре равнины, — не на берегу Ð¼Ð¾Ñ€Ñ Ð¸Ð»Ð¸ океана Ñ Ð¼Ð¾Ñ€Ñким климатом, как большинÑтво крупных городов мира. ПоÑтому Ð»ÑŽÐ±Ð°Ñ Ð±Ð»Ð¾ÐºÐ¸Ñ€ÑƒÑŽÑ‰Ð°Ñ ÑÐ¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ Ð² атмоÑфере (уÑтановление антициклонального режима циркулÑции Ñ Ð¾Ñ‚Ñ€Ð¸Ñ†Ð°Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð¾Ð¹ Ñтратификацией атмоÑферы, оÑобенно зимой — вÑпомните качеÑтво воздуха холодным зимним утром в замкнутом моÑковÑком дворе, когда вÑе автовладельцы дружно прогревают Ñвои автомобили…) могут иметь Ñ‚Ñжелые ÑкологичеÑкие поÑледÑтвиÑ. Характерный пример — лето 2010 г., когда мощный антициклон почти на два меÑÑца блокировал активные атмоÑферные процеÑÑÑ‹ в центральной чаÑти региона. Радиально-ÐºÐ¾Ð»ÑŒÑ†ÐµÐ²Ð°Ñ Ñтруктура МоÑквы, Ñ€ÑƒÐ³Ð°ÐµÐ¼Ð°Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ð¼Ð¸ градоÑтроителÑми, в ÑкологичеÑком плане оказалаÑÑŒ выигрышной. Повышенное количеÑтво Ñнергии (Ñ‚ÐµÐ¿Ð»Ð¾Ð²Ð°Ñ ÑˆÐ°Ð¿ÐºÐ°) провоцирует развитие воÑходÑщих потоков воздуха в центральной чаÑти и, ÑоответÑтвенно, заток воздуха в город Ñ Ð¾ÐºÑ€Ð°Ð¸Ð½ по долинам рек и радиальным улицам. Ðто так называемый городÑкой бриз. СкороÑти ветра невелики, но они обеÑпечивают на протÑжении многих деÑÑтилетий отноÑительно благоприÑтную Ñитуацию Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÑƒÑ…Ð¾Ð¼ даже в центральной чаÑти города. ЗаÑтройка МКÐДа, вылетных магиÑтралей, уничтожение леÑопаркового защитного поÑÑа, уничтожение малых рек — Ñто факторы, отÑгощающие ÑкологичеÑкую Ñитуацию в городе. ПоÑтому именно в отношении МоÑквы критичеÑки важна Ð³Ñ€Ð°Ð¼Ð¾Ñ‚Ð½Ð°Ñ Ð² ÑкологичеÑком отношении градоÑÑ‚Ñ€Ð¾Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚Ð¸ÐºÐ°, Ñохранение зеленых Ñдер и коридоров, леÑов вокруг МоÑквы. ЕÑли Ñтого не будет, МоÑква риÑкует Ñтать Ñамым огромным на планете очагом ÑкологичеÑкого неблагополучиÑ, завиÑимым от малейших изменений в ÑоÑтоÑнии атмоÑферы, и уÑзвимым в плане ÑкологичеÑкой безопаÑноÑти.
ГЕОМÐТИКÐ: Какие интереÑные разработки планируютÑÑ Ð´Ð»Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ Ñ‚ÐµÑ€Ñ€Ð¸Ñ‚Ð¾Ñ€Ð¸Ð¸ «Ðовой МоÑквы»?
Ð. М.: С Ñтой территорией еще много неÑÑного, поÑтому Ñложно говорить о каких-то определенных перÑпективах. ÐачиналоÑÑŒ вÑе вроде как из необходимоÑти переноÑа федерального центра из МоÑквы (разброÑанных по городу федеральных миниÑтерÑтв и ведомÑтв, органов законодательной влаÑти). Под Ñто затевалоÑÑŒ раÑширение города, ÐºÐ¾Ð½ÐºÑƒÑ€Ñ Ð½Ð° разработку концепции Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ Ð°Ð³Ð»Ð¾Ð¼ÐµÑ€Ð°Ñ†Ð¸Ð¸. Однако, по поÑледним веÑниÑм, Ñта необходимоÑть отпала, решили иÑкать площадку в МоÑкве (Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ было Ñразу предположить, что выковырÑть чиновников Ñ Ð½Ð°Ñиженных меÑÑ‚ и отправить за город, будет Ñложно). ЕÑть опаÑениÑ, что в «новой» МоÑкве вÑе проÑто закончитÑÑ Ð¶Ð¸Ð»Ð¾Ð¹ заÑтройкой в разных вариантах.
ГЕОМÐТИКÐ: Что нового предуÑматриваетÑÑ Ð² развитии транÑпортного комплекÑа, дорожном ÑтроительÑтве?
Ð. М.: Ðто уже проиÑходит. Лихорадочно, то открываютÑÑ, то закрываютÑÑ Ð²Ñ‹Ð´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ðµ и реверÑивные полоÑÑ‹, аÑфальтируютÑÑ Ð¿Ð»Ð¾Ñ‰Ð°Ð´ÐºÐ¸ Ð´Ð»Ñ Ð°Ð²Ñ‚Ð¾Ð¼Ð¾Ð±Ð¸Ð»ÐµÐ¹ во дворах, уширÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÐ·Ð¶Ð¸Ðµ чаÑти и Ñ‚. д. Ðктивно ÑтроÑÑ‚ÑÑ Ð¾Ð±ÑŠÐµÐºÑ‚Ñ‹ метрополитена. Доходит до абÑурда, когда одновременно идет проектирование, ÑоглаÑование, а люди Ñ Ð»Ð¾Ð¿Ð°Ñ‚Ð°Ð¼Ð¸ и ÑкÑкаваторы уже приÑтупают к работам на земле. Очевидно, что итоговый результат может быть веÑьма неожиданным. Ðа мой взглÑд, к Ñожалению, ÑоздаетÑÑ Ð² большей Ñтепени город Ð´Ð»Ñ Ð°Ð²Ñ‚Ð¾Ð¼Ð¾Ð±Ð¸Ð»ÐµÐ¹, а не Ð´Ð»Ñ Ð»ÑŽÐ´ÐµÐ¹, как об Ñтом заверÑÑŽÑ‚ руководители разного ранга. Да и трудно не понÑть людей, которые пишут возмущенные пиÑьма во вÑе инÑтанции, когда у них под окнами вырубаютÑÑ Ñкверы и бульвары и вÑе закатываетÑÑ Ð² аÑфальт. ХайвÑи в ÑложившемÑÑ Ð³Ð¾Ñ€Ð¾Ð´Ðµ, на мой взглÑд, не Ñамый приÑтный вариант Ð´Ð»Ñ Ð¶Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÐµÐ¹ Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‚Ñ€Ð°Ð½Ñпортных проблем. Тем более что в целом проблема пробок не решаетÑÑ, поÑкольку локальные раÑÑˆÐ¸Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑƒÐ»Ð¸Ñ† упираютÑÑ Ð² «горлышки» на выездах из города или к центру. Также еÑть опаÑениÑ, что здеÑÑŒ мы имеем дело Ñ Ñ‚Ð¸Ð¿Ð¸Ñ‡Ð½Ñ‹Ð¼ процеÑÑом Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð¾Ð¹ обратной ÑвÑзью: раÑширÑетÑÑ Ð¿Ñ€Ð¾ÑтранÑтво Ð´Ð»Ñ Ð°Ð²Ñ‚Ð¾Ð¼Ð¾Ð±Ð¸Ð»ÐµÐ¹, и Ñто провоцирует роÑÑ‚ чиÑла Ñтих автомобилей, ÑƒÑ‡Ð¸Ñ‚Ñ‹Ð²Ð°Ñ Ð¸Ñ… доÑтупноÑть. И очень Ñкоро (при уÑловии даже быÑтрой реализации вÑех мероприÑтий по реконÑтрукции магиÑтралей, раÑширению парковочного проÑтранÑтва и Ñ‚. д.) Ñта проблема опÑть возникнет. Тем более что в оÑновном вÑе ÑƒÑˆÐ¸Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð´ÑƒÑ‚ по земле, в одной плоÑкоÑти из Ñоображений Ñкономии. Очевидно, Ñледует более комплекÑно и взвешенно, без излишней Ñуеты, подходить к решению транÑпортных проблем в МоÑкве.
ГЕОМÐТИКÐ: Ваш инÑтитут активно Ñотрудничает Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð°Ð½Ð¸ÐµÐ¹ «Совзонд». Ðедавно был выполнен ÑовмеÑтный проект по Ñхемам Ð¾Ð·ÐµÐ»ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³Ð¾Ñ€Ð¾Ð´Ð°. Довольны ли Ð’Ñ‹ результатами Ñтой работы? Планируете ли раÑширение ÑотрудничеÑтва?
Ð. М.: Мы довольны ÑовмеÑтной работой Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð°Ð½Ð¸ÐµÐ¹ «Совзонд». Тем более что Ñроки нам были поÑтавлены очень ограниченные, но ÑпециалиÑты компании пошли навÑтречу и в очень Ñложных уÑловиÑÑ… помогли нам уÑпешно выполнить проект. Следует отметить, что впервые за иÑторию МоÑквы были оценены методами коÑмичеÑкой Ñъемки фактичеÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð»Ð¾Ñ‰Ð°Ð´ÑŒ (по проекции крон) и ÑоÑтоÑние зеленых наÑаждений города. Сразу Ñкажу, что цифра по доле зеленых наÑаждений от площади города получилаÑÑŒ веÑьма неожиданной и далекой от Ñтереотипных предÑтавлений о Ñтепени озелененноÑти МоÑквы. ЧеÑтно говорÑ, Ñ Ð´Ð¾ Ñих пор опаÑаюÑÑŒ ее активно афишировать. С другой Ñтороны, Ñто реальноÑть, которую надо учитывать, также как и ÑÐ²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ ÑоÑтоÑнии зеленых наÑаждений МоÑквы, в значительной Ñтепени неблагополучном.
Технологии, разработанные ÑпециалиÑтами компании «Совзонд» и «отработанные» на примере МоÑквы в ÑоÑтаве нашей ÑовмеÑтной работы, вполне могут и должны применÑтьÑÑ Ð½Ð° территории «новой» МоÑквы (еÑли дойдет дело до Ñерьезных разработок). МаÑштабы там больше, натурные обÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð·Ð°Ñ‚Ñ€ÑƒÐ´Ð½ÐµÐ½Ñ‹, поÑтому коÑмичеÑÐºÐ°Ñ Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ñ ÑвлÑетÑÑ Ð¿Ð¾ Ñути единÑтвенным иÑточником объективных данных. Второй важный аÑпект — возможноÑть оперативного мониторинга зеленых наÑаждений, как в отношении площади, так и ÑоÑтоÑниÑ. До Ñих пор мониторинг оÑущеÑтвлÑлÑÑ Ñ‚Ð¾Ñ‡ÐµÑ‡Ð½Ð¾ и данные отдельных наземных обÑледований ÑкÑтраполировалиÑÑŒ на районы, округа, и в целом на город (еÑтеÑтвенно, Ñ Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ погрешноÑÑ‚Ñми и допущениÑми). КоÑмичеÑкий мониторинг позволÑет получать непрерывную информацию по территории практичеÑки Ñ Ð»ÑŽÐ±Ð¾Ð¹ периодичноÑтью, что оÑобенно важно в уÑловиÑÑ… активной градоÑтроительной деÑтельноÑти.
Ð’ мире коÑмичеÑÐºÐ°Ñ Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð¸ÑпользуетÑÑ Ð²Ñе более активно, а богатый опыт ÑоветÑкой и роÑÑийÑкой коÑмонавтики и Ñовременные доÑÑ‚Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ (применительно к обÑуждаемой проблеме) должны быть задейÑтвованы на благо уÑтойчивого Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ ÐœÐ¾Ñквы.
Ð .: СпаÑибо, ÐлекÑандр Ðндреевич. Желаем Вам дальнейших уÑпехов!